Залог автомобиля как мера обеспечения


В условиях риска неплатежей при заключении любых договоров, по которым контрагент должен перечислить оплату, компания вынуждена рассматривать разные варианты мер обеспечения, не такие привычные, как неустойка.
В частности, залог движимого имущества. Преимущества этого варианта перед неустойкой очевидны. При отсутствии у должника средств условие о неустойке ничем не поможет, тогда как при наличии соглашения о залоге можно получить долг за счет обращения взыскания на заложенное имущество. Чем выше ликвидность предмета залога, тем больше шансов покрыть убытки, даже если должник окажется неплатежеспособен. С этой точки зрения наиболее востребованным является залог транспортных средств. Но чтобы оценить эффективность этой меры обеспечения, руководителю компании, которой предлагают принять в залог транспортное средство, нужно знать о рисках этого обеспечения.

У залогодателя нет препятствий для продажи заложенного автомобиля


Должники, как правило, предлагают залог транспортных средств лишь на том условии, что предмет залога остается в их пользовании. При этом на сегодняшний день нет механизма, который полностью исключил бы ситуацию продажи залогодателем транспортного средства третьим лицам в нарушение условий договора о залоге, то есть без согласия залогодержателя.
Залог транспортных средств не регистрируют. Согласно пункту 5 статьи 339 Гражданского кодекса, законом может быть предусмотрена регистрация договоров о залоге и самих залогов отдельных объектов движимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона РФ от 29.05.92 № 2872-1 «О залоге» залог транспортных средств подлежит регистрации в специальных реестрах, которые ведут государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств. Казалось бы, вывод очевиден: залог транспортных средств необходимо регистрировать. Следовательно, интересы компании-залогодержателя защищены.
У компании-залогодателя отсутствует возможность продать заложенный автомобиль – этому должна воспрепятствовать запись о залоге, при наличии которой органы ГИБДД не снимут автомобиль с учета.
Однако на практике система регистрации залога транспортных средств не работает. В случае обращения с просьбой о регистрации залога в органы ГИБДД компании получают отказы и суды считают их обоснованными.
Причина следующая. Закон «О залоге» действует в части, не противоречащей общим положениям о залоге, установленным в Гражданском кодексе (ст. 4 Федерального закона от 30.11.94 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При этом изначально в Гражданском кодексе не было условия о возможной обязательной регистрации залога движимого имущества. Следовательно, после вступления в силу Гражданского кодекса норма об обязательной регистрации залога транспортных средств утратила силу. Пункт 5 появился в статье 339 Гражданского кодекса позднее, уже после того, как пункт 2 статьи 40 закона «О залоге» утратил силу. Следовательно, из пункта 5 статьи 339 Гражданского кодекса не следует, что договор залога автотранспортных средств подлежит обязательной государственной регистрации.

Спасет ли залогодержателя изъятие ПТС


Изъятие ПТС не дает гарантий. Залогодержатели-банки применяют такую форму контроля над заложенными транспортными средствами, как принятие на хранение их паспортов (далее – ПТС). Якобы залогодатель не сможет продать или на иных основаниях передать в собственность третьему лицу автомобиль, не имея на руках ПТС. Наличие этого документа – обязательное условие для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Причем в этих целях собственнику автомобиля требуется именно оригинал, а не копия (п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.05 № 496/192/134).
Однако практика банков по изъятию ПТС рассчитана скорее как мера психологического воздействия на заемщиков – физических лиц.
В отношениях с контрагентом-компанией этот вариант может не сработать. Он не исключает продажу заложенного автомобиля без ведома залогодержателя.
Для этих целей собственник транспортного средства может обратиться в органы ГИБДД с заявлением о выдаче дубликата ПТС, заявив об утере оригинала (п. 10 Положения о паспортах транспортных средств).
Таким образом, соглашаясь на залог транспортного средства, которое фактически остается в пользовании у залогодателя, залогодержатель должен понимать, что он не защищен от ситуации выбытия предмета залога у залогодателя.

Обращение взыскания на предмет залога


Право залога сохраняется при смене собственника заложенного имущества (п. 1 ст. 353
ГК РФ). Поэтому теоретически у залогодателя остается возможность обратить взыскание на заложенный автомобиль, даже если залогодержатель продал его третьему лицу. Но на практике это может вызвать некоторые сложности.

Судебный порядок взыскания


Тот факт, что покупатель не знал о нахождении купленного автомобиля в залоге, не защитит его от изъятия машины. Этот подход применяют как арбитражные суды – когда покупателем заложенного транспортного средства является юридическое лицо или предприниматель, так и суды общей юрисдикции – когда покупателем является физическое лицо.
Но для предъявления в суд требования об обращении взыскания на предмет залога залогодержателю нужна информация о том, кому был продан автомобиль. Если предъявить это требование непосредственно залогодателю и окажется, что заложенного имущества у него уже нет, суд откажет в удовлетворении иска, поскольку он предъявлен ненадлежащему лицу.
Суд может потребовать и доказательства перехода права собственности от залогодателя к новому владельцу – в частности, договоры или документы о правопреемстве. Данных о том, за кем зарегистрирован автомобиль в ГИБДД в настоящее время, может быть недостаточно.

Розыск заложенного автомобиля


Легально получить информацию в ГИБДД о том, на кого теперь зарегистрирована машина, даже зная ее уникальный идентификационный номер (VIN-код), невозможно. Сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, их собственниках и владельцах представляются лишь определенным государственным органам (в частности, судам, судебным приставам-исполнителям и т. д.), а иным лицам – только «в случаях, предусмотренных законодательством» (п. 52 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 № 1001). В законодательстве нет нормы, которая обязывала бы ГИБДД выдавать такую информацию залогодержателям.
Банки разыскивают новых собственников автомобилей с помощью детективных агентств или аналогичных собственных служб. Практика получения такой информации обычно лежит вне правового поля (нелегальные базы данных, связи в ГИБДД и т. д.). Следовательно, принимая решение о согласии или несогласии принять в залог транспортное средство, компании необходимо учитывать собственные возможности в этой сфере или рассчитывать на дополнительные траты по оплате услуг частных детективов.

Внесудебный порядок взыскания


Если договор о залоге предусматривает внесудебный порядок обращения взыскания на заложенные транспортные средства, то процедура поиска нового собственника упрощается. После уведомления залогодателя о начале обращения взыскания на предмет залога (ст. 24.1 закона РФ от 29.05.92 № 2872-1 «О залоге») компании-залогодержателю требуется только получить исполнительную надпись нотариуса (п. 5 ст. 349 ГК РФ) и затем обратиться в службу судебных приставов-исполнителей, которые обладают всеми необходимыми полномочиями для розыска заложенных транспортных средств и их новых собственников (ст. 65 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Трудности могут возникнуть на стадии ареста автомобиля, поскольку новые собственники, как правило, обжалуют эти действия в суде, считая незаконным изъятие добросовестно приобретенного имущества. Но, как отмечено выше, в таких спорах выигрывают преимущественно залогодержатели.
 
Rambler's Top100 PR-CY.ru