ИП реализует медицинские товары


Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли медицинскими товарами, в определенных случаях могут воспользоваться льготой по уплате НДС. Такое право налогоплательщикам предоставляет пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, из которого следует, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
- важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним.
Рассмотрим наиболее подробно каждую из указанных групп.

ИП реализует льготную медицинскую технику


Как указано выше, для каждой группы медицинских товаров, на которые распространяется льгота по пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, Правительством РФ должен быть утвержден соответствующий перечень. В данном случае таким документом является Перечень медтехники, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 19 от 17.01.2002 "Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС", из которого видно, что принадлежность той или иной медицинской техники к этому Перечню определяется соответствующим кодом ОКП (Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301).
На первой ступени классификации ОКП располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX). Таким образом, перечисленные в перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции должны освобождаться от обложения НДС. Например, такие виды продукции, как аппарат для искусственного кровообращения (код 94 4481 ОКП) и аппарат "искусственная почка" (код 94 4482 ОКП), входят в подгруппу "Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма" (код 94 4480 ОКП), которая, в свою очередь, является составной частью группы "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" (код 94 4400 ОКП). Под кодом 94 4400 ОКП не зарегистрировано ни одно изделие медицинской техники, так как данный код определяет группу медицинской техники. Поэтому принадлежность какой-либо медтехники к соответствующей группе Перечня должна определяться на основании принципа построения ОКП.
Вместе с этим чиновники отмечают (Письмо Минздрава России N 2510/2698-02-23 от 25.03.2002 "О принадлежности отдельных видов медицинской техники к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники"), что на практике названия продукции, указанные в регистрационных удостоверениях, сертификатах соответствия или иных документах, могут не совпадать с названиями групп, подгрупп и видов медицинской техники по кодам ОКП, утвержденным в Перечне медтехники. В этом случае чиновники советуют хозяйствующим субъектам обратиться в Минздрав, который при необходимости может подтвердить принадлежность конкретной продукции к утвержденному Перечню.

При реализации изделия медназначения и медтехнику следует различать


В целях применения льготы по уплате НДС, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, индивидуальным предпринимателям следует четко отграничивать медицинскую технику от изделий медицинского назначения. Однако каким образом это сделать?
По мнению контролирующих органов (Письмо Росздравнадзора N 04-16491/07 от 28.08.2007"О регистрации изделий медицинского назначения"), в данном случае хозяйствующим субъектам следует руководствоваться Регламентом, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 735 от 30.10.2006 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения", в котором четко прописан порядок регистрации изделий медицинского назначения. В соответствии с данным документом в регистрационных удостоверениях указывается следующая информация: кому выдано регистрационное удостоверение (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в РФ), наименование медицинского изделия, фирма - производитель медицинского изделия, класс потенциального риска, код ОКП, номер и дата Приказа Росздравнадзора о регистрации изделия медицинского назначения.
Чиновники в Письме разъяснили, что при регистрации медицинской техники в регистрационном удостоверении после слов "изделие медицинского назначения" в скобках указывается "изделие медицинской техники". При регистрации изделий медицинского назначения данная запись отсутствует. Таким образом, этот факт позволяет однозначно идентифицировать изделия медицинского назначения и изделия медтехники. Срок действия всех регистрационных удостоверений не ограничен.

Относятся ли к медтехнике автомобили скорой помощи?


По мнению Минфина (Письмо от 02.06.2008 N 03-07-07/65), нет, не относятся, то есть при реализации автомобилей скорой помощи предприниматель должен исчислить НДС в общеустановленном порядке и уплатить его в бюджет.
В обосновании своей точки зрения чиновники указали, что в Перечень медтехники включены средства для перемещения и перевозки, которым в соответствии с ОКП присвоен код 94 5100. В группу продукции с указанным кодом включены носилки, тележки и прочие аналогичные средства. Что касается автомобилей скорой помощи, то на основании ОКП данной продукции присвоен код 45 1485, который в Перечне медтехники не поименован.
Таким образом, финансисты делают вывод: при реализации автомобилей скорой помощи применять освобождение по НДС оснований не имеется независимо от наличия у налогоплательщика регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, согласно которому данные автомобили отнесены к медицинской технике.
Не отстает в данном вопросе от Минфина и главное налоговое ведомство страны. По мнению ФНС (Письмо от 25.04.2007 N ШТ-6-03/349@), автомобили скорой медицинской помощи относятся к коду 45 1785 (автобусы санитарные) подкласса 45 1000 "Автомобили" класса 45 0000 "Изделия автомобильной промышленности" ОКП. Специализированные автомобили медицинского назначения не относятся к продукции с кодами 94 5100 "Оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки" или 94 5150 "Средства перемещения и перевозки медицинские (носилки, тележки и др.)" класса 94 0000 "Медицинская техника" ОКП, в котором перечислены непосредственно различные медицинские изделия и оборудование. Автомобили в этот класс включены быть не могут. Одновременное присвоение продукции двух кодов ОКП не предусмотрено.

Реализация ИП комплектующих к медтехнике


На практике достаточно часто возникает вопрос: распространяется ли льгота, предусмотренная пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, на реализацию комплектующих к медтехнике?
Мы вынуждены констатировать, что в ответе на данный вопрос нам не помогут ни Налоговый кодекс, ни разъяснения контролирующих органов, которых попросту нет.
По мнению некоторых экспертов в области налогового законодательства, если комплектующие или запасные части реализуются вместе с медицинской техникой и в количестве, указанном в комплекте поставки, то они будут рассматриваться не как самостоятельные объекты, а как составные части медицинской техники (медицинского аппарата) и, соответственно, на них будет распространяться действие пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Правда, в данном случае у хозяйствующего субъекта в наличии должны быть регистрационное удостоверение Минздрава с указанием кодов продукции, соответствующих кодам ОКП, перечисленным в Перечне медтехники, и документ, подтверждающий комплект поставки медицинских аппаратов.
Более того, эксперты распространяют льготу по НДС и на реализацию комплектующих к медицинской технике в качестве самостоятельных изделий. Необходимое условие для этого - наличие копий регистрационных удостоверений Минздрава на данные изделия, выданные производителю, с указанием кодов ОКП продукции, подлежащей освобождению от обложения НДС.

Облагается ли НДС передача медтехники в лизинг?


По мнению столичных налоговиков (Письмо от 14.09.2005 N 19-11/65367), лизинговый платеж вне зависимости от учета предмета лизинга и от формирования отдельных его составляющих является единым платежом, производимым в рамках одного договора лизинга, поэтому оснований разделять его на плату за пользование имуществом и выкупной платеж нет.
Таким образом, лизинговые платежи, получаемые лизингодателем от лизингополучателей, в полном объеме включаются в оборот, облагаемый НДС, независимо от того, какое оборудование является предметом лизинга. Следовательно, расчетная сумма лизинговых платежей, включаемая в договор лизинга, должна быть увеличена на сумму НДС по ставке 18%.

Реализация ИП очков, линз и оправ для очков


В данном случае внимание предпринимателей следует обратить на Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 N 240, содержащее Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС. В вышеназванном списке кодов ОКП всего две позиции:
- группа товаров "Линзы для коррекции зрения" (код 94 8000 ОКП);
- подгруппа "Очки" (код 94 4260 ОКП) (причем лишь в части оправ для очков (код А-ОКП 94 4265), сами же очки не облагаются НДС на основании Перечня медтехники).

Реализация ИП линз (очков) для коррекции зрения с пониженным светопропусканием


Распространяется ли в отношении данной операции льгота по уплате НДС, предусмотренная пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Забегая вперед, отметим, что позиция Минфина по решению данного вопроса - не в пользу предпринимателей. Так, в Письме от 11.03.2005 N 03-04-05/01 чиновники указали, что в Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС включены линзы для коррекции зрения, предусмотренные кодом 94 8000 ОКП. В соответствии с данным Классификатором группировка линз для коррекции зрения (код 94 8000) содержит перечень группировок основного классификационного деления, включая линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием (коды 94 8440, 94 8450 и др.).
Однако согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения НДС на солнцезащитные линзы не распространяется. В связи с этим, по мнению финансистов, линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием (в том числе коды 94 8440, 94 8450 и др. по ОКП) облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Примечание. По мнению Минфина, линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Вместе с тем судебные инстанции не разделяют точку зрения контролеров и при решении споров занимают позицию налогоплательщика.

Протезно-ортопедические изделия и техсредства
для реабилитации инвалидов


Перечень протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, а также перечень технических средств для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для этих целей) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998. Следует отметить, что в указанном документе только перечислены наименования таких товаров, а соответствующие им коды ОКП не приведены.
Определенный интерес в данном случае представляет Постановление ФАС ЦО от 12.01.2005 N А48-3458/04-15.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком представлена в инспекцию декларация по НДС, в которой указана стоимость не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) реализованных товаров (работ, услуг) в размере, превышающем 5 млн руб., в связи с применением льготы, предусмотренной абз. 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
По результатам камеральной проверки такой декларации контролеры приняли решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, установленной п. 1 ст. 122 НК РФ. Общая сумма налоговых претензий в данном случае составила порядка 1,3 млн руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности и доначисления налога и пеней явилось, по мнению налогового органа, необоснованное применение налогоплательщиком льготы - освобождения от налогообложения реализации на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утвержденному Правительством РФ, в частности технических средств, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, в связи с тем, что выпускаемая хозяйствующим субъектом продукция - воздухоочистители - не относится к изделиям медицинской техники и медицинского назначения, а является электротехническим прибором для очистки воздуха в помещениях.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик оспорил ненормативный акт в судебном порядке.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В Перечень технических средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 998, входят средства для контроля за обеспечением комфортных условий жизнедеятельности инвалидов, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе термометры, барометры, увлажнители воздуха, воздухоочистители, обогреватели, сушилки тепловоздушные, поглотители запаха).
Судом установлено, что налогоплательщик осуществляет выпуск и реализацию на территории РФ продукции (электростатические фильтры типа ЭФВА), которая в соответствии с гигиеническими заключениями Минздрава является очистителями воздуха.
Как указал суд, предназначение воздухоочистителя, то есть профилактика инвалидности путем предупреждения возникновения легочных заболеваний и осложнения различных инфекционных и бронхолегочных заболеваний (бронхиальная астма, туберкулез, аллергия и т.д.), вызываемых неблагоприятными условиями окружающей воздушной среды, подтверждается также его техническим паспортом.
Более того, из имеющегося в материалах дела письма ГНЦ Института иммунологии Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве следует, что электронные воздухоочистители (электростатические фильтры ЭФВА), производимые данным хозяйствующим субъектом, предназначены для использования в любых помещениях в санитарно-эпидемиологических целях для очистки воздушной среды (для элиминации аллергенов: домашней пыли, пыльцы растений, болезнетворных бактерий, продуктов жизнедеятельности домашнего пылевого клеща, животных, тараканов, тяжелых металлов и др.). Также отмечено, что данные воздухоочистители относятся к техническим средствам, которые предназначены исключительно для профилактики инвалидности.
В ходе судебного разбирательства налоговый орган не представил доказательств, которые позволяют усомниться в правомерности применения налогоплательщиком предоставленной ему законодательством о налогах и сборах льготы по НДС.
Таким образом, решение налогового органа судом было отменено.
 
Rambler's Top100 PR-CY.ru