Участие в выставке - налог на прибыль, НДС, НДФЛ


Участие в выставке обходится недешево. Организации оплачивают не только аренду выставочного места, но и изготовление стендов и рекламных материалов. Учет таких расходов для целей налогообложения имеет свои особенности.

Расходы на участие в выставке для налога на прибыль


Одна из основных целей участия в выставке — реклама продукции (работ, услуг) компании. При этом выставочные расходы прямо поименованы в перечне ненормируемых рекламных расходов, а значит, их можно учесть в уменьшение прибыльной налоговой базы в полном объеме .
К расходам, связанным с участием в выставке, можно, в частности, отнести:
• вступительный взнос на участие в выставке;
• аренду зала и выставочного оборудования;
• изготовление, доставку, монтаж и демонтаж выставочных стендов;
• изготовление и распространение рекламной продукции (каталогов, проспектов, буклетов) среди посетителей;
• организацию дегустации готовой продукции и раздачу ее образцов;
• услуги по охране выставочной экспозиции;
• затраты на дополнительные мероприятия во время выставки (церемония открытия экспозиции, пресс-конференции, круглые столы и т. п.);
• командировочные расходы сотрудников, выезжающих для участия в работе выставки.

Дата признания расходов на участие в выставке для налога на прибыль


Выставочные расходы можно признать на одну из дат (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.06.2007 № 03-03-06/1/373):
* на дату оплаты расходов (например, вступительный взнос);
* на дату предъявления вам документов, служащих основанием для расчетов (например, на дату подписания акта выполненных работ по изготовлению рекламного стенда);
* на последний день отчетного (налогового) периода (например, плата за аренду выставочного места).
Какие выставочные расходы наиболее проблемны?

Учет расходов на рекламные стенды и щиты при участии в выставке


Если стенды или рекламные щиты (далее — рекламная конструкция) участник выставки приобретает в собственность, то учет будет зависеть от их стоимости и от срока использования:
1. рекламная конструкция стоит менее 20 ООО руб. (а с 01.01.2011 — менее 40 ООО руб.) или срок ее полезного использования менее 12 месяцев - это не амортизируемое имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Расходы на его приобретение участник выставки учитывает единовременно на дату ввода такого имущества в эксплуатацию в полном объеме (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 13.11.2007 №03-03-06/2/213);
2. рекламная конструкция стоит более 20 ООО руб. (с 2011 г. — более 40 ООО руб.) и участник выставок планирует использовать ее более 12 месяцев - расходы на нее надо включить в состав амортизируемого имущества и погашать ее стоимость путем начисления амортизации. А уже суммы амортизационных отчислений можно включить в ненормируемые расходы на рекламу.

Если участие в выставке организует рекламное агентство


Для организации выставки организация может привлечь рекламное агентство. Оно может заниматься оформлением витрин, разработкой макетов для рекламной продукции и т. д.
Расходы на оформление витрин участник выставки может учесть в уменьшение прибыльной налоговой базы в полном объеме. А вот стоимость разработки макета можно учесть так:
* если участник выставки заказывает только разработку макета, то, по мнению Минфина, такие затраты он должен нормировать и учитывать в пределах 1% выручки от реализации Хотя такой подход и достаточно спорный. Ведь эти расходы ничем не отличаются от остальных рекламных расходов, которые можно списывать в полном объеме как непосредственно связанные с участием в выставке. Кстати, расходы на изготовление по такому макету рекламных буклетов, брошюр и каталогов участник выставки может включить в состав прочих расходов в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.05.2010 № 03-03-06/2/93)*;
* если договор с агентством заключен на организацию выставки в целом и в общей цене стоимость разработки макета не выделена, то такие расходы участник выставки не нормирует, а учитываете в полном размере. Ведь вычленить из них непосредственно эту стоимость не представляется возможным.

Входной НДС по расходам на участие в выставке


По любым выставочным расходам участник может принять к вычету НДС полностью. Причем даже если какие-либо из них организация решит нормировать для целей налогообложения прибыли, нормировать вычет не нужно. Ведь недавно Президиум ВАС РФ указал, что правило о нормировании вычетов по НДС применяется только в отношении командировочных и представительских расходов (п. 7 ст. 171 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10).

НДС при раздаче рекламных товаров на выставке


По мнению Минфина, раздача рекламной продукции посетителям выставки — это безвозмездная реализация, которая облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ; Письма Минфина России от 10.06.2010 № 03-07-07/36, от 21.10.2008 № 03-07-11/338; Письма УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 № 16-15/042432, от 12.05.2008 № 19-11/45206). Хотя с такой позицией можно и поспорить. То есть возможны два варианта.

► ВАРИАНТ 1. Безрисковый

Распространение рекламных материалов и образцов продукции вы признаете реализацией. Тогда по товарам стоимостью меньше 100 руб. можно:
* использовать предоставляемую НК РФ льготу и не начислять НДС (пп. 25 п. Ст. 149 НК РФ).

Первое, что нужно помнить в этом случае, — это то, что при использовании льготы организации - участнику придется организовать раздельный учет расходов, относящихся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям, и сумм входного налога. Если доля расходов на производство товаров, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины расходов на производство, то она имеет право принять к вычету всю сумму входного НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ). А если превышает, то входной налог по раздаваемым рекламным товарам нужно включать в их стоимость. В день раздачи на всю партию товаров нужно выписать накладную и счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «Без налога (НДС)» и Счет-фактуру зарегистрировать в книге продаж (п. 16 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914; Письмо Минфина России от 15.11.2006 № 03-04-11/217);
* отказаться от льготы (то есть начислять НДС при передаче любых рекламных товаров), чтобы не вести раздельный учет. Для этого до начала квартала, в котором будет проводиться выставка, в налоговую инспекцию нужно представить заявление об отказе от льготы в произвольной форме. Тогда входной НДС по приобретенным рекламным товарам вы можете принять к вычету в общем порядке. А налоговая база при передаче рекламных товаров будет определяться как их рыночная стоимость без учета НДС. В рассматриваемом случае это будет величина затрат на изготовление (приобретение) рекламных материалов (образцов). То есть сколько НДС участник выставки примет к вычету, столько же и начислит. И ничего не потеряет. На всю партию раздаваемых рекламных товаров оформит счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрирует его в книге продаж.
А по раздаваемым рекламным товарам себестоимостью выше 100 руб. НДС принимается к вычету и начисляется в общем порядке.

► ВАРИАНТ 2. Удобный, но рискованный
Раздачу рекламных товаров участник выставки не признает безвозмездной реализацией и, следовательно, не начисляет при их передаче НДС. Ведь цель рекламной акции — не просто раздать посетителям выставки подарки, а привлечь их внимание к продаваемым товарам, к компании как производителю или продавцу. То есть,
раздавая товары, участник выставки рассчитывает на встречную реакцию — увеличение спроса на свой продукт. Если же признавать раздачу товаров в рекламных целях безвозмездной реализацией, то их стоимость нельзя включать в прибыльные расходы. Но все знают, что стоимость таких расходов — именно рекламный расход. Следовательно, объект налогообложения НДС отсутствует. Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды. Хотя его применение, скорее всего, приведет к спору с налоговиками.

НДФЛ посетителей выставки при получении подарков


Раздача рекламных материалов, содержащих информацию о какой-то компании и ее продукции, сама по себе не несет для посетителей выставки никакой экономической выгоды. Следовательно, она не может быть признана их доходом (Письмо Минфина России от 05.10.2005 № 03-05-01-04/283).
А вот при раздаче в ходе выставки подарков, во время дегустации продукции или распределения выигрышей в «рекламных» конкурсах нужно иметь в виду следующее. Если стоимость переданного посетителю выставки имущества не превысит 4000 руб., то никакого НДФЛ не будете. То есть смело раздавайте призы, подарки и т. п., никак не фиксируя, кому вы их раздаете. Но если вы раздаете подарки и призы стоимостью свыше 4000 руб. на одного человека, участнику выставки необходимо будет переписать паспортные данные «счастливчиков» и по окончании года сообщить в ИФНС о получении ими дохода (в размере стоимости полученного имущества за вычетом 4000 руб.), о подлежащем удержанию с дохода налоге по ставке 35% (п.2 Ст. 224 НК РФ) и о невозможности удержать налог (п.5 Ст. 226 НК РФ).
Как видим, основные трудности могут возникнуть с НДС при передаче рекламных образцов продукции. Поэтому если участник выставки не хочет спорить с налоговиками и не хочет заниматься раздельным учетом, то ему лучше заранее отказаться от льготы по НДС.
 
Rambler's Top100 PR-CY.ru