Возврат товара - НДС, прибыль, документы покупателю


Возврат товара чреват сложностями в учете. И все стараются их избежать. Хорошо, если ваш покупатель вернул товар быстро, пока вы еще можете без последствий удалить данные об отгрузке в учете. В таком случае многие (по договоренности с контрагентом) просто уничтожают отгрузочные документы — и отгрузки как будто вообще не было. А если покупатель возвращает лишь часть товара, то выписывают новые накладную и счет-фактуру только на те товары, которые остаются у покупателя.
Но не всегда так можно сделать. Тогда вам придется отразить этот возврат в учете. Основная загвоздка в том, что для целей НДС и для целей налога на прибыль порядок оформления операций по возврату, рекомендуемый контролирующими органами, разный. Причем независимо от того, какие товары возвращаются — качественные или нет.

Возврат товара для целей НДС


Когда речь идет о расчете базы по НДС, то у продавца любой возврат товаров, уже принятых к учету покупателем, по мнению чиновников, надо оформлять как обратную реализацию (Письмо ФНС России от 23.03.2007 № ММ-6-03/233@; Письма Минфина России от 04.02.2010 № 03-03-06/4/8, от 07.03.2007 №03-07-15/29, от 03.04.2007 № 03-07-09/3).
И совершенно не важно, по какой причине покупатель возвращает вам товар:
* из-за выявленных в нем недостатков;
* по вашему обоюдному соглашению.
Такой подход основан, прежде всего, на нормах Налогового кодекса. Ведь гл. 21 НКРФ предписывает при получении возвращенного товара не корректировать налоговую базу по НДС, а показывать вычет нового входного налога (пп. 1,4 ст. 172, п. 5 ст. 171 НК РФ).
Да и Правила ведения журналов учета счетов - фактур предписывают покупателям при возврате принятых на учет товаров регистрировать в книге продаж счета-фактуры, выставляемые продавцу (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914 ).
Кроме того, по вопросам выставления счетов-фактур при возврате товаров надо ссылаться на часть первую Налогового кодекса, а точнее — на ст. 39 НК РФ. В ней сказано, что реализация товаров — это переход права собственности на них . И поэтому каждый случай перехода права собственности должен рассматриваться именно как реализация. При продаже товара право собственности переходит от продавца к покупателю. А при возврате товара это право переходит второй раз — от бывшего покупателя к продавцу.
Поэтому предприятия не должны уменьшать выручку от реализации товаров (базу по НДС) в периоде их продажи.
Когда покупатель вообще отказался принять товар (полностью или частично), реализацию товара нельзя назвать состоявшейся даже для целей НДС. Надо скорректировать выручку от реализации — внести исправления в книгу продаж (составить дополнительный лист). Также нужно внести исправления в оба экземпляра первоначально выставленного счета - фактуры.
После того как вы примете возвращенный товар к бухгалтерскому учету (на счете 41 «Товары» либо на счете 43 «Готовая продукция»), вы можете заявить по нему вычет НДС. Вот что для этого нужно:
<если> ваш несостоявшийся покупатель — плательщик НДС, то получить от него счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок.
<если> ваш покупатель — неплательщик НДС (к примеру, упрощенец или вмененщик), то самим исправить первоначально выставленный счет-фактуру. Ведь счет-фактуру от вашего покупателя вы не сможете получить. В первоначально выставленном счете-фактуре зачеркните данные об отгруженных товарах и вместо них укажите данные о товарах, принятых покупателем (то есть за вычетом возвращенных обратно).
Заверьте исправления подписью руководителя и печатью, а также укажите дату внесения исправлений в счет-фактуру . И не забудьте отдельно указать количество и стоимость возвращенных товаров. Это можно сделать, например, в самом низу счета-фактуры — под подписями уполномоченных лиц.
Хотя если вы укажете только сведения о возвращенных товарах (не исправляя данные об отгрузке), то ничего страшного не произойдет. Ведь именно эта информация важна для вычета НДС по возвращенным товарам.
Данные о возвращенных товарах вам нужно вписать в книгу покупок.
Лучше хранить исправленный счет-фактуру в журнале учета полученных счетов-фактур, а его копию вложить в журнал учета выставленных счетов-фактур.

Иисправления в счете-фактуре при возврате товара


Пример: ООО «Чистота» отгрузило 10 марта 2010 г. своему покупателю ООО «Детский сад», применяющему УСНО, 1000 пачек стирального порошка «Свежесть». Цена одной пачки — 40 руб. без НДС. Общая стоимость партии порошка — 47 200 руб. (без НДС — 40 000 руб., НДС —7200 руб.).
13 мая 2010 г. ООО «Детский сад» вернуло продавцу 200 пачек стирального порошка. Стоимость возвращенного порошка — 9440 руб. (без НДС — 8000 руб., НДС —1440 руб.). Деньги возвращены в тот же день.
Решение: При получении возвращаемого товара ООО «Чистота» внесло исправления в первоначально выставленный счет-фактуру и отразило в нем данные о возвращенном товаре. После оприходования товара в бухучете зарегистрировало этот счет-фактуру в книге покупок и приняло к вычету НДС в сумме 1440 руб.
Выручку от реализации товаров и сумму НДС за март (за I квартал) 2010 г. корректировать не нужно.
Исправления внесены путом зачеркивания в Счете-фактуре старых количеств и сумм и написания выше "от руки" новых сумм и количеств. Счет-фактура заверен надписью "Исправленному верить", печатью ООО "Чистота" и подписью руководителя с датой исправления.
Книга покупок в случае возврата товаров покупателем-упрощенцем будет заполнена так:
1. Очередной номер
2. Дата и номер исправленного Счета-фактуры
3. Дата оприходования товара (10 марта 2010 г)
4. Наименование продавца - свое ООО "Детский сад"
5. ИНН и КПП продавца - свои ООО "Детский сад"
6. Сумма 9440 руб., НДС 1440 руб.

Возврат товара - налог на прибыль


Когда дело касается расчета налога на прибыль, то, по мнению Минфина и налоговой службы, возврат товара должен отражаться в налоговом учете как отмена первоначальной сделки. В этих случаях они говорят о том, что договор купли - продажи надо рассматривать как несостоявшийся. А про двойной переход права собственности на проданные, а затем возвращенные товары уже не упоминают.
Для налога на прибыль такой подход вполне логичен. Ведь если вы оформите в «прибыльном» налоговом учете возврат товара как новую поставку, то вы завысите стоимость приобретения этого товара. А такая стоимость должна основываться на ваших реальных затратах на приобретение товара у первоначального поставщика или на его производство. Следовательно, новой стоимости у возвращаемого товара быть не должно. И даже накладную на возврат товара, в которой покупатель укажет его продажную цену, нужно рассматривать лишь как документ, подтверждающий сам факт возврата. А не документ, по которому надо определить новую стоимость товара ?. Значит, на цену из накладной и счета-фактуры, которые вы получили от несостоявшегося покупателя, в «прибыльном» налоговом учете смотреть не нужно.
Итак, когда покупатель по любой причине возвращает вам товар, его стоимость в налоговом учете заново определять не нужно. Все операции как бы отменяются — по аналогии со сторнированием операций в бухучете.
Даже возврат качественных товаров продавец не должен отражать как их вторичную покупку.
А еще лучше (если, конечно, у вас нет недоимки в прошлом периоде) учесть возврат товара непосредственно в том периоде, в котором покупатель вам его вернул. Ведь в прошлом отчетном (налоговом) периоде вы завысили базу по прибыли, а не занизили ее. Значит, подавать уточненные декларации вы не должны. И, как вы помните, с этого года ошибки и искажения, приведшие к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Учитывая все это, у вас есть полное право в «прибыльном» налоговом учете в периоде возврата товара:
• отразить в составе внереализационных расходов продажную стоимость товара. Минфин предлагает классифицировать такой расход как убытки прошлых периодов
• учесть в доходах стоимость возвращенного покупателем товара, которая была ранее признана в расходах. Это, по мнению Минфина, доход прошлых периодов;
• принять к учету возвращенный товар по стоимости, по которой товар учитывался на дату его продажи.

Возврат товара в бухучете


По общему принципу в бухучете операции надо отражать исходя из приоритета содержания перед формой.
Покупатель возвращает вам товар в рамках первоначального договора купли-продажи. Поэтому при возврате товара для целей бухучета сделку по его продаже надо учитывать как несостоявшуюся. То есть так же, как и в «прибыльном» налоговом учете.
Проводки по реализации возвращенных товаров надо сторнировать. В результате возвращенный товар у вас будет автоматически учтен на счете 41 «Товары» по той же себестоимости, что и раньше (а не по той, которая указана в накладной и счете-фактуре, полученных от несостоявшегося покупателя). Правда, сторнировочные записи можно делать только в рамках 1 года.
Таким образом, у вас не будет расхождений между «прибыльным» налоговым учетом и бухгалтерским. А значит, меньше путаницы и не нужно отражать разницы по ПБУ 18/02.
Получается, что для целей НДС на операции по возврату товаров надо смотреть с одной колокольни, а для целей налога на прибыль и бухучета — с другой. Но к этому надо относиться спокойно — как к правилам, установленным по разным налогам, которые между собой никак не пересекаются.

"Розничный" возврат товара


В розничной торговле возврат качественных непродовольственных товаров встречается довольно часто. Человек может вернуть вещь, например, потому, что она не подошла ему по фасону или расцветке либо он попросту передумал ее покупать. Сделать это он может в течение 14 дней, не считая дня покупки. И если в день обращения покупателя в продаже отсутствует подходящий ему аналогичный товар, на который он мог бы обменять возвращаемую вещь, покупатель вправе потребовать обратно свои деньги. И вы обязаны вернуть их ему в течение 3 дней со дня возврата товара (п. 1 ст. 502 ГК РФ; Ст. 25 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «0 защите прае потребителей" ).
Правда, далеко не все качественные товары покупатель может вернуть. Например, не подлежат возврату лекарства, медицинские приборы, парфюмерия и косметика, нижнее белье, драгоценности, мебель, книги, бытовая техника.
Но мало вернуть деньги покупателю, нужно еще правильно все оформить. Ведь такой возврат всегда попадает под пристальное внимание налоговых органов. Дело в том, что нарушения порядка возврата денег они часто трактуют как неоприходование выручки и штрафуют организации на 40 ООО — 50 ООО руб., а их руководителей (предпринимателей) — на 4000—5000 руб.4 Поэтому неоформление при возврате какой-нибудь одной бумажки может обернуться для вас проблемами.

Как оформить "розничный" возврат товара


Независимо от того, как был оплачен товар — наличными или пластиковой картой и когда происходит его возврат — в день покупки или позднее, продавцу (менеджеру) нужно сделать следующее.
▼ ШАГ 1. Проверить принесенный обратно товар, чтобы убедиться, что вещь не была в употреблении, ее товарный вид сохранен и т. д
▼ ШАГ 2 Попросить покупателя предъявить оригинал кассового чека (товарного чека или иного документа, свидетельствующего об оплате товара).
Но учтите, что покупатель имеет полное право вернуть товар, даже если у него нет такого документа, и вы не можете из-за этого отказать ему в возврате денег. Факт приобретения товара именно в вашем магазине покупатель может подтвердить другими документами и способами, например:
• гарантийным талоном или инструкцией по эксплуатации, на которых стоит печать или штамп вашей организации:
• магазинными бирками на товаре;
• свидетельскими показаниями.
Однако на проверках налоговые органы весьма нервно реагируют на отсутствие оригинала чека. Они могут расценить это как несоблюдение требований к оформлению возврата денег и оштрафовать компанию и ее руководителя за неоприходование денег в кассу.
Многие суды разумно полагают, что отсутствие кассового чека совсем не означает, что организация не оприходовала выручку. Тем более если остальные оправдательные документы (акт о возврате, заявление от покупателя и т. д.) есть в наличии. К тому же деньги, возвращаемые покупателям, фактической выручкой не являются. Более того, как мы уже сказали, по Закону о защите прав потребителей продавец обязан вернуть покупателю деньги за товар, даже если у него нет оригинала кассового чека.
▼ ШАГ 3. Оформить два экземпляра накладной на возврат конкретной вещи. Один нужно выдать покупателю — он предъявит его при получении денег. Другой экземпляр следует приложить к товарному отчету. На обоих экземплярах накладной покупатель должен расписаться в возврате товара.
Возвратные накладные обычно составляют те организации, у которых программа товарно-складского учета и кассовая машина не совмещены в единую программу либо кассовая машина не позволяет пробивать возвратные чеки. И тогда накладная нужна для того, чтобы в бухгалтерии были достоверные данные о движении товара.
Кроме того, вам придется составить возвратную накладную в любом случае, если покупатель возвращает товар не в день покупки. Ведь тогда кассир уже не может пробить возвратный чек. Накладная будет нужна для оприходования товара.

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Вас посетила просто великолепная идея

 
Rambler's Top100 PR-CY.ru