Каковы сроки хранения бухгалтерских документов
По общему правилу срок хранения документа начинает течь с 1 января года, следующего за тем, когда этот документ последний раз использовался как основание для отражения операций (п. 2.9 Указаний по применению Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.2000 (далее — Перечень)).А вот сами сроки хранения документов для разных целей установлены в разных законодательных актах. Для целей бухгалтерского учета — в Законе о бухучете ( Федеральный закон от 21.11.96 № 129-Ф3) , для целей налогового учета — в Налоговом кодексе, для целей контроля за страховыми взносами во внебюджетные фонды — в Законе о страховых взносах ( Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Закон о бухучете обязывает хранить документы в течение сроков, установленных в Перечне типовых управленческих документов, но не менее 5 лет. А в Перечне для разной документации предусмотрен разный «срок жизни». К примеру, 5 лет необходимо хранить:
• месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность;
• первичные учетные документы (кассовые, банковские документы, накладные, авансовые отчеты и др.);
• регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордера и др.);
• рабочий план счетов, бухгалтерскую учетную политику организации (для этих двух документов срок отсчитывается с года, следующего за годом, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз).
Есть документы, которые нужно хранить дольше, например, годовую бухгалтерскую отчетность — 10 лет.В соответствии с Налоговым кодексом все отчеты по налогам, документы, подтверждающие расчет налоговой базы и налога, перечисление сумм налогов, освобождение от уплаты какого-либо налога, возможность применения льгот, должны храниться 4 года ( подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Обратите внимание, если вы уменьшаете базу по налогу на прибыль на сумму ранее полученных убытков, то документы подтверждающие эти убытки, нужно хранить в течение всего срока, пока они переносятся на будущее ( пп. 2, 4 ст. 283 НК РФ; Письмо Минфина России от 23.04.2009 № 03-03-06/1/276), а по мнению контролирующих органов, плюс еще 4 года ( Письмо Минфина России от 18.10.2005 № 03-03-04/2/83 ).
Вместе с тем в Перечне для отчетов по налогам установлены разные сроки хранения (5 или 10 лет) в зависимости от периодичности их сдачи в налоговые органы. И это не единственный случай, когда разные нормативные акты требуют хранить один и тот же документ в течение разных периодов времени. Например, документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, по Закону о страховых взносах нужно хранить 6 лет, а по Перечню — 10 лет. На какие же сроки ориентироваться?
Чем грозит несоблюдение сроков хранения бухгалтерских документов
Начнем с налоговой ответственности. Если у вас без уважительной причины не будет каких-либо первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, в том числе из-за того, что вы избавились от них раньше срока, установленного Налоговым кодексом, то налоговики с организации или предпринимателя могут взыскать штраф в размере:
* 10 ООО руб., если нет документов за один налоговый период;
* 30 ООО руб., если нет документов за несколько налоговых периодов;
* 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 ООО руб., если отсутствуют документы, подтверждающие расчет налоговой базы.
Если же вы не представите какие-либо документы по требованию налоговиков при проверке, то организации или предпринимателю придется заплатить штраф — по 200 руб. за каждый непредставленный документ. А по требованию контролеров внебюджетных фондов — по 50 руб. за каждый непредставленный документ ( ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 №120р).А если из-за отсутствия документов у вас «снимут» какие-то расходы для целей налогообложения или вычет по НДС, то вам грозит штраф за неполную уплату налога в размере 20 или 40% от неуплаченной суммы налога ( ст. 122 НКРФ).Теперь об административной ответственности. За нарушение правил хранения учетных документов могут привлечь к ответственности и руководителя организации. В этом случае штраф составит от 2000 до 3000 руб ( ст. 15.11 КоАП РФ). Бухгалтер не может быть подвергнут такому наказанию, если по своим должностным обязанностям он не отвечает за соблюдение правил хранения документов в организации.Также руководителя могут оштрафовать за непредставление документов и сведений, истребованных при проверке налоговым органом, ПФР или ФСС, на сумму от 300 до 500 руб.
В целом от большей части документов можно избавляться по итогам пятилетки. Однако не стоит торопиться уничтожать бумаги. Ведь при проверке может понадобиться все что угодно. А если возникли (или есть вероятность того, что могут возникнуть) споры с контролирующими органами, тем более судебные разбирательства, то все документы необходимо хранить до окончательного выяснения вопроса.
И не забывайте, что есть такие документы, которые должны храниться у вас в течение значительно большего времени, чем 10 лет. Например, трудовые договоры, соглашения, личные карточки работников нужно хранить 75 лет ( пп. 338,339 Перечня). А некоторые — и вовсе до ликвидации предприятия, например сводные годовые бухгалтерские балансы, коллективные договоры и др. Кроме того, требования по поводу сроков хранения могут также предъявить и собственники организации для каких-то своих целей. Поэтому, определяя «продолжительности жизни» того или иного документа, их мнение тоже надо учитывать.
А если из-за отсутствия документов у вас «снимут» какие-то расходы для целей налогообложения или вычет по НДС, то вам грозит штраф за неполную уплату налога в размере 20 или 40% от неуплаченной суммы налога ( ст. 122 НКРФ).
Теперь об административной ответственности. За нарушение правил хранения учетных документов могут привлечь к ответственности и руководителя организации. В этом случае штраф составит от 2000 до 3000 руб ( ст. 15.11 КоАП РФ).
Бухгалтер не может быть подвергнут такому наказанию, если по своим должностным обязанностям он не отвечает за соблюдение правил хранения документов в организации.
Также руководителя могут оштрафовать за непредставление документов и сведений, истребованных при проверке налоговым органом, ПФР или ФСС, на сумму от 300 до 500 руб.
В целом от большей части документов можно избавляться по итогам пятилетки. Однако не стоит торопиться уничтожать бумаги. Ведь при проверке может понадобиться все что угодно. А если возникли (или есть вероятность того, что могут возникнуть) споры с контролирующими органами, тем более судебные разбирательства, то все документы необходимо хранить до окончательного выяснения вопроса.
И не забывайте, что есть такие документы, которые должны храниться у вас в течение значительно большего времени, чем 10 лет. Например, трудовые договоры, соглашения, личные карточки работников нужно хранить 75 лет ( пп. 338,339 Перечня). А некоторые — и вовсе до ликвидации предприятия, например сводные годовые бухгалтерские балансы, коллективные договоры и др. Кроме того, требования по поводу сроков хранения могут также предъявить и собственники организации для каких-то своих целей. Поэтому, определяя «продолжительности жизни» того или иного документа, их мнение тоже надо учитывать.
В целом от большей части документов можно избавляться по итогам пятилетки. Однако не стоит торопиться уничтожать бумаги. Ведь при проверке может понадобиться все что угодно. А если возникли (или есть вероятность того, что могут возникнуть) споры с контролирующими органами, тем более судебные разбирательства, то все документы необходимо хранить до окончательного выяснения вопроса.
И не забывайте, что есть такие документы, которые должны храниться у вас в течение значительно большего времени, чем 10 лет. Например, трудовые договоры, соглашения, личные карточки работников нужно хранить 75 лет ( пп. 338,339 Перечня). А некоторые — и вовсе до ликвидации предприятия, например сводные годовые бухгалтерские балансы, коллективные договоры и др. Кроме того, требования по поводу сроков хранения могут также предъявить и собственники организации для каких-то своих целей. Поэтому, определяя «продолжительности жизни» того или иного документа, их мнение тоже надо учитывать.
Как правильно расстаться с бухгалтерскими документами, срок хранения которых истек
Существуют принципы уничтожения документов:
• нужно быть уверенным, что документ, переданный на уничтожение, больше не требуется, работа с ним завершена и что он не потребуется в будущем в качестве доказательства;
• уничтожение должно быть разрешено руководителем организации;
• нельзя уничтожать документы, связанные с предстоящими или уже идущими судебными разбирательствами и расследованиями;
• уничтожать документы нужно таким образом, чтобы обеспечить конфиденциальность содержащейся в них информации.
И помимо самих документов, разрешенных к уничтожению, надо уничтожать все их копии.
ЭТАП 1. Определяем документы, у которых истек срок хранения, и среди них выбираем те, которые могут еще пригодиться
Целесообразно, чтобы отбор устаревших документов на уничтожение проводил не один человек, а экспертная комиссия, созданная приказом руководителя, как минимум из трех человек, в число которых должен быть включен и работник бухгалтерии.
Документы для уничтожения лучше отбирать, просматривая каждый лист в каждой папке с документами за соответствующий год. Не стоит доверять лишь заголовкам напокз, чтобы случайно не уничтожить документы, срок хранения которых еще не истек.
К примеру, в этом году с чистой совестью можно распрощаться с большинством документов, работа с которыми завершена в 2004 г. и ранее (например, договоры, срок действия которых закончился в 2004 г.).
Некоторые документы, несмотря на формально истекший срок хранения, не стоит уничтожать, иначе вы не сможете в будущем подтвердить те или иные операции. Старые бумаги могут понадобиться, например, в следующих случаях:
- у вас имеется амортизируемое имущество. Тогда документы, связанные с его приобретением, актуальны вплоть до окончания года, в котором вы спишете либо продадите такое имущество;
- вы реализовали амортизируемое имущество с убытком. В этом случае подтверждающие документы нужны вам в течение всего срока, пока вы включаете этот убыток в состав прочих расходов;
- у вас есть убытки прошлых лет, которые вы все еще списываете в уменьшение налоговой базы. В этом случае всю первичку за убыточные годы лучше хранить в течение всего периода, пока вы списываете убыток в уменьшение налоговой базы по прибыли. При этом не важно, проводились ли у вас камеральные и выездные проверки налоговым органом или нет;
- у вас «висит» дебиторская задолженность, не списанная как безнадежная, потому что 3-летний срок давности прервался и начал течь заново. Тогда нужно сохранить документы, которые могут потребоваться вам для списания безнадежной дебиторки позже, когда срок исковой давности все-таки истечет (к примеру, договор с покупателем (заказчиком), накладные на отгрузку товаров, различные акты выполненных работ, об оказании услуг, акты сверки задолженности, платежные поручения, расходные кассовые ордера и т. д.).
- Бумаги, которые вам еще могут пригодиться, нужно убрать обратно в шкаф.
ЭТАП 2. Фиксируем в акте документы, подлежащие уничтожению
В отношении этих документов комиссия составляет акт. Есть рекомендованная форма такого акта, однако она слишком громоздкая. Поэтому на ее основе можно составить свой вариант акта.
Избавиться от документов можно:
- своими силами, например с помощью бумагорезательной машины (шредера);
- передав их в специализированную организацию, занимающуюся переработкой вторсырья (макулатуры).
0 коммент.:
Отправить комментарий