Штрафы налоговые и административные

Штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения ст. 120 НК РФ


О грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения свидетельствует любой из критериев:
— отсутствие первичных документов;
— отсутствие счетов-фактур;
— отсутствие регистров бухгалтерского учета;
— систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Однако грубым нарушением не считается отсутствие одного первичного документа, одного счета-фактуры, одного регистра. Причем недействительность любого из перечисленных документов приравнивается к отсутствию этого документа.

Также обратите внимание: ошибки в проводках создают грубое нарушение лишь в том случае, когда они сопровождаются искажением отчетности. Например, фирма отражала краткосрочный кредит как долгосрочный, т.е. в корреспонденциях счетов вместо счета 66 применяла счет 67. Однако кредит был получен и погашен в течение квартала, поэтому он не получил отражения в бухгалтерском балансе. Значит, «грубого» нарушения не было.
Выявленное налоговым инспектором грубое нарушение, допущенное в пределах одного налогового периода, обернется штрафом в 5000 руб. Если грубое нарушение проявляется в течение более одного налогового периода, то штраф составит уже 15 ООО руб. А занижение налоговой базы будет стоить фирме 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 ООО руб.
В частности, эта статья применяется, когда налоговая проверка обнаруживает у налогоплательщика расходные документы от фирм-«однодневок». Такая ситуация трактуется как отсутствие первичных документов, которое повлекло занижение налоговой базы.
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.(ст.15.11 КоАП).

Штрафы за неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ)


Данное правонарушение возникает в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика. Если такие деяния совершены неумышленно, то штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога. При наличии умысла штраф удваивается, т.е. применяется в размере 40% неуплаченной суммы налога.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Однако наличие умысла у должностных лиц налогоплательщика должно быть установлено в судебном порядке. В частности, умышленные действия суды усматривают в использовании первичных документов, отражающих фиктивные хозяйственные операции.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)


Указанная статья относится к тем расчетам по НДФЛ, в отношении которых фирма признается налоговым агентом.
Неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению. Эти последствия ожидают фирму, которая либо вообще НДФЛ не удерживает, либо удерживает, но в бюджет не вносит. При этом привлечение лица к ответственности за совершение налогового нарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (п.5 ст. 108 НК РФ). В то же время из этой нормы есть исключение, касающееся налоговых агентов. Так, налоговый агент обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств (п.9 ст. 226 НК РФ - по НДФЛ).

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)


За непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, фирме грозит штраф в сумме 50 руб. за каждый непредставленный документ. Примерами таких документов являются:
— бухгалтерская отчетность организации;
— справка о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ за истекший год, которую нужно представить не позднее 1 апреля следующего года;
— сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по специальной форме, которая представляется не позднее 20 января текущего года.
Налоговая инспекция вправе требовать у налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов. С этой целью налогоплательщику вручается требование о представлении документов для налоговой проверки. Отказ или уклонение от представления таких документов, а также представление документов с заведомо недостоверными сведениями штрафуются в размере 5000 руб. Административный штраф на должностных лиц составит от 300 рублей до 500 рублей (ст.15.6 КоАП).

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)


Если фирма выступила учредителем другого хозяйственного общества либо приобрела акции или долю в уставном капитале — не забудьте уведомить об этом налоговую инспекцию. Это нужно сделать в срок в срок не позднее одного месяца со дня начала участия фирмы в российских и иностранных организациях (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). За несообщение таких сведений применяется ст. 129.1 НК РФ.
Она предусматривает штраф в размере 1000 руб. Но если в течение календарного года налоговое правонарушение по этой статье совершено повторно, то взыскивается штраф 5000 руб.

Штраф за несовпадение юридического и фактического адреса


Законодательство не предусматривает таких понятий, как «юридический» и «фактический» адрес. У любой организации должен быть только один адрес — местонахождение компании, которое зафиксировано в Едином госреестре юридических лиц (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Если компания вообще не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, то руководителя, могут оштрафовать на сумму 5000 руб. или дисквалифицировать на срок до трех лет (п. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Чтобы избежать такого наказания, компанию нужно перерегистрировать на фактический адрес.

Смягчающие обстоятельства для штрафов


Если же компания, помимо основного офиса, ведет деятельность по адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, то достаточно зарегистрировать по этому адресу обособленное подразделение. Сделать это нужно в течение месяца (п. 4 ст. 83 НК РФ). Согласно статье 116 НК РФ, штраф за нарушение этого срока составляет 5000 руб. Если задержать регистрацию подразделения более чем на 90 календарных дней, то штраф составит 10 000 руб. Кроме того, налоговики могут оштрафовать руководителя компании на сумму до 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Многие бухгалтеры не подозревают, что названные выше суммы штрафов не являются твердыми. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа снижается не меньше чем в 2 раза. Например, смягчающим обстоятельством может быть признано тяжелое финансовое положение фирмы, при котором взыскание штрафа в полном объеме может повлечь невыплату работникам зарплаты. Но если фирма в течение 12 предшествующих месяцев привлекалась к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа будет увеличен на 100%.
Кроме того, привлечение к ответственности невозможно по истечении срока исковой давности.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.
Отсчет срока исковой давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется для правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ. Эта норма увязана с периодом, охватываемым выездной налоговой проверкой.
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
 
Rambler's Top100 PR-CY.ru