Включение доставки в расходы по прибыли
Многие предприятия находятся в промышленных зонах, вынесенных на определенные расстояния от транспортных маршрутов. Если для автомобиля эти расстояния - пустяк, то для пешехода часто и физически тяжелы, и отнимают драгоценное время, и являются источником дополнительных стрессов. В последнее время в целях экономии арендной платы за офисы, их преносят на территории цехов, складов и других отдаленных помещений. При этом далеко не все работники имеют личный транспорт, затраты на который можно было бы оплатить предприятию, и так решить вопрос с доставкой.
И если уж фирма экономит на офисе, то своего транспорта для доставки сотрудников на работу и с неё часто тоже не имеет. Остается использовать наемный транспорт.
Рассмотрим условия, которые в этом случае должны быть соблюдены, чтобы расходы на доставку работников можно было учесть в налоге на прибыль.
Кроме вахтового метода работы, налоговый кодекс (п. 26 ст. 270 НК РФ) разрешает уменьшить налогооблагаемую прибыль еще в двух случаях:
* если оплата проезда обусловлена технологическими особенностями производства;
* если обязанность работодателя доставлять сотрудников к месту работы и обратно закреплена в трудовых и (или) коллективном договорах.
Причем необходимо одновременное выполнение обоих условий(письма Минфина России от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434 и 03-03-04/1/435 и от 04.12.2006 № 03-03-05/21).
Следует учесть, что специалисты Минфина России в письме от 04.12.2006 № 03-03-05/21 указали, что, по их мнению, расходы организации-работодателя на доставку сотрудников к месту работы и оплату проезда от места работы до дома в черте города нельзя признать обоснованными. То есть такие расходы не могут быть учтены при расчете налога на прибыль. При этом в крупных городах часто промзоны находятся на большом удалении от городского транспорта, но в черте города.
И руководители предприятий решаются оплатить доставку работников и учесть расходы в налоге на прибыль. Многие арбитражные суды признавали такие расходы обоснованными, но были случаи и непризнания.
Кроме этого, никаких технологических особенностей предприятие, находящееся в неудобном месте для персонала, может не иметь. И что считать технологическими особенностями? Посмотрим примеры из жизни.
Что считать технологическими особенностями производства
Если проанализировать письма Минфина РФ и решения арбитражных судов по данному вопросу, можно сделать вывод, что в качестве технологических особенностей производства признаются:
* отсутствие маршрутов общественного транспорта к месту нахождения организации (письма Минфина России от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434 и от 13.11.2007 № 03-03-06/1/809);
* удаленность организации, ее обособленных подразделений или производственных площадей от жилого массива и остановок транспорта общего пользования (постановления ФАС Поволжского округа от 15.06.2006 по делу № А65-9328/2005-СА1-37 и от 17.08.2006 по делу № А65-23970/2005 и ФАС Уральского округа от 02.02.2009 № Ф09-36/09-С2 по делу № А60-10365/08);
* введение в организации двухсменного режима работы с окончанием второй смены в полночь (письмо Минфина России от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434);
* переход организации или ее отдельных подразделений на круглосуточный или многосменный режим работы, при котором ко времени начала смены или после ее окончания нет возможности добраться до места работы или обратно домой общественным транспортом (постановления ФАС Центрального округа от 16.07.2008 по делу № А68-9814/07-447/12 и ФАС Поволжского округа от 26.01.2009 по делу № А55-9610/2008). При этом наличие в организации именно ночных смен работы не является обязательным условием. Даже если последняя смена в организации завершается в 22.00, а движение единственного проходящего поблизости маршрута автобуса заканчивается в 21.00, такие обстоятельства могут рассматриваться как технологические особенности производства;
* наличие в организации непрерывного технологического цикла производства продукции, остановка которого невозможна (постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2008 по делу № А55-8279/07 и ФАС Московского округа от 17.06.2009 № КА-А40/4234-09 по делу № А40-17745/08-80-41);
* нестыковка расписания городского общественного транспорта с графиком работы организации (постановления ФАС Поволжского округа от 26.01.2009 по делу № А55-9610/2008 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 № Ф04-3764/2009(9413-А27-40) по делу № А27-11479/2008-2);
* недостаточная пропускная способность имеющихся маршрутов транспорта общего пользования. Например, по расписанию предусмотрен один автобус каждые полчаса, а общая численность работников организации, пользующихся общественным транспортом и начинающих и завершающих работу в одно время, превышает 500 человек (постановления ФАС Поволжского округа от 17.08.2006 по делу № А65-23970/2005 и ФАС Уральского округа от 02.02.2009 № Ф09-36/09-С2 по делу № А60-10365/08);
* наличие больших интервалов в движении маршрутов общественного транспорта, не позволяющих работникам вовремя прибыть к началу рабочей смены и уехать домой по её окончании (постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2009 № Ф09-36/09-С2 по делу № А60-10365/08);
* другие ситуации, при которых доставка сотрудников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом (письма Минфина России от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434 и 03-03-04/1/435).
При наличии перечисленных ситуаций необходимо просто указать в трудовых договорах, что обязанностью предприятия является доставка работника на работу и с работы (или одно из этого) и обосновать документами, имеющимися на предприятии по этому поводу.
Документы по предприятию, необходимые для учета доставки на работу
В зависимости от существующей ситуации, выбор необходимых к изготовлению документов по предприятию может быть из следующего списка:
1. Правила внутреннего трудового распорядка или график работы, действующий в организации и свидетельствующийи о сменном характере работы или о наличии непрерывного производства.
2. Приказ руководителя компании об организации доставки работников к месту работы и обратно (или в одну сторону);
3. Разработанные в организации маршруты и графики движения собственного или стороннего транспорта, используемого для доставки работников. Графики должны учитывать режим работы (начало и окончание рабочего дня или смены) организации или ее отдельных подразделений;
4. Договор о перевозке пассажиров, заключенным со сторонней специализированной компанией (если доставка осуществляется сторонним перевозчиком);
5. Внутренний документ самой организации, свидетельствующий об использовании собственного или арендованного транспорта для перевозки работников от места сбора к месту работы и обратно (если доставка осуществляется силами самой организации);
6. Письма, справки и иные документы, выданные местными органами власти и подтверждающие отсутствие маршрутов городского транспорта вблизи места нахождения организации, или ее структурных подразделений;
7. Письма и иные документы, предоставленные автотранспортными предприятиями, обслуживающими ближайшие маршруты общественного транспорта, об имеющихся маршрутах, остановках и расписании движения транспорта.
0 коммент.:
Отправить комментарий