Какую рекламу признаёт налоговый учёт (часть 1)


Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение приведено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

В налоговом учете одни рекламные расходы учитываются в сумме фактических затрат, а другие — в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). Причем в пункте 4 статьи 264 НК РФ приведен только закрытый список ненормируемых затрат на рекламу. Все иные виды рекламных расходов следует учитывать в пределах указанного выше норматива.

На практике между налогоплательщиками и налоговиками нередко возникают споры по признанию отдельных затрат в качестве рекламных, а также их нормированию. Информация о конкретных расходах, которые, по мнению Минфина России, налоговых органов и судов, можно в налоговом учете отразить как рекламные, приведена ниже. Отметим, если судебная практика на стороне налогоплательщика, то в графе «Как признавать в налоговом учете» указано «В полном объеме» или «В пределах норм». Однако если нет соответствующей позиции контролирующих органов, не исключено, что при проверке это придется доказывать в суде.

Признание расходов на рекламу в налоговом учете


  • 1.Вид расхода:

    Реклама в интернете

  • Как признавать в налоговом учете

    В полном объеме

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Прямая норма, предусмотренная пунктом 4 статьи 264 НК РФ.
    Минфин России разъяснил, что к расходам на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети, к которым можно отнести интернет (подп. 8 и 11 Закона о рекламе). Поэтому расходы на рекламу через интернет относятся к ненормируемым расходам (письмо от 29.01.07 № 03-03-06/1/41)

  • 2.Вид расхода:

    Изготовление рекламных брошюр и каталогов

  • Как признавать в налоговом учете

    В полном объеме

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Прямая норма, предусмотренная пунктом 4 статьи 264 НК РФ

  • 3.Вид расхода:

    Расходы на изготовление рекламных журналов, листовок, буклетов и флайерсов

  • Как признавать в налоговом учете

    В полном объеме

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Минфин России разъяснил, что такие затраты можно в полном объеме отнести к расходам на рекламу на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ (письма от 16.03.11 № 03-03-06/1/142, от 02.11.10 № 03-03-06/1/681 и от 21.05.10 № 03-03-06/2/93)

  • 4.Вид расхода:

    Реклама на квитанциях услуг ЖКХ

  • Как признавать в налоговом учете

    Расходы не признаются

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Минфин России считает, что реклама на квитанциях по оплате квартир предназначена для конкретных лиц. Поэтому затраты налогоплательщика, связанные с ее размещением, не признаются расходами на рекламу и не учитываются при определении налоговой базы по прибыли согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ как расходы, связанные с безвозмездной передачей (письмо от 10.09.07 № 03-03-06/1/655)

  • 5.Вид расхода:

    Публикация в СМИ от имени организации поздравления с праздником

  • Как признавать в налоговом учете

    В пределах норм, но сам факт признания в затратах влечет налоговый риск

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Налоговый орган пояснил, что поздравление, напечатанное в газете, не является рекламой и не связано с деятельностью организации, направленной на получение доходов, поэтому расходы на такую публикацию не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.09 № 16-15/127114).
    Суд указал, что в данной ситуации читатели газеты являются «неопределенным кругом лиц». Публикация в СМИ служит улучшению имиджа рекламодателя и его деловой репутации. Причем если в поздравлении будет оговорка «На правах рекламы», у налогоплательщика будет больше аргументов в свою защиту при споре с налоговым органом (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.08 № А29-2355/2007)

  • 6.Вид расхода:

    Затраты по передаче партнерам по бизнесу продукции с логотипом компании в ходе деловой встречи

  • Как признавать в налоговом учете

    Расходы не признаются

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Налоговый орган пояснил следующее. Передача сувенирной продукции с символикой налогоплательщика конкретным лицам во время деловых встреч с целью поддержания интереса к деятельности передающей стороны в силу определенности круга получателей не может быть квалифицирована как реклама (письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.08 № 20-12/041966.2).
    Суд посчитал, что данный вид расхода не может считаться рекламным, поскольку отсутствует элемент неопределенности получателей, характерный для распространения рекламной информации (постановление ФАС Московского округа от 28.04.05, 27.04.05 № КА-А40/3274-05)

  • 7.Вид расхода:

    Финансирование развлекательных мероприятий, во время и при подготовке к которым размещается информация о компании и ее услугах

  • Как признавать в налоговом учете

    Расходы не признаются

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Суд указал, что затраты на проведение указанных мероприятий не относятся к числу рекламных, поскольку не отвечают признаку рекламы — адресованности неопределенному кругу лиц (постановление ФАС Московского округа от 11.03.09 № КА-А40/1269-09).
    Как указано судом, исходя из определения рекламы, концерт или вечеринка сами по себе не могут быть признаны рекламой. Более того, концерт или вечеринка — это и не способ распространения рекламной информации, а самостоятельные развлекательные мероприятия, непосредственной целью которых является предоставление услуг по ознакомлению с творчеством исполнителей, по интересному времяпрепровождению и т. п.
    Рекламой же, как указано судом, является распространяемая во время этих мероприятий информация об обществе и его услугах и эта информация сама по себе не связана с целью вечеринки или концерта

  • 8.Вид расхода:

    Проведение встреч и пресс- конференций с представителями СМИ и расходы на буфетное обслуживание в ходе этих мероприятий

  • Как признавать в налоговом учете

    В пределах норм

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Минфин России разъяснил, что данные затраты можно отнести к рекламным, но они являются нормируемыми (письмо от 03.10.06 № 03-03-04/1/678).
    Налоговый орган пояснил, что проведение таких встреч и пресс-конференций с участием представителей СМИ и иных PR-компаний в целях привлечения внимания к продукции организации не признается рекламой в СМИ, то есть они нормируются. Причем расходы, связанные с буфетным обслуживанием представителей СМИ, проводимым в рамках рекламных мероприятий, являются экономически оправданными затратами, но должны быть документально подтверждены (письмо УФНС России по г. Москве от 23.01.09 № 19-12/004970).
    Суд признал расходами на рекламу в СМИ затраты, связанные с проведением пресс-конференции и презентации для прессы, поскольку соответствующая информация о данных мероприятиях была опубликована в средствах массовой информации (постановление ФАС Московского округа от 25.06.10 № КА-А40/6610-10)

  • 9.Вид расхода:

    Расходы на рекламу на телевидении

  • Как признавать в налоговом учете

    В полном объеме

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Прямая норма, предусмотренная пунктом 4 статьи 264 НК РФ

  • 10.Вид расхода:

    Затраты на световую и наружную рекламу

  • Как признавать в налоговом учете

    В полном объеме

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Прямая норма, предусмотренная пунктом 4 статьи 264 НК РФ

  • 11.Вид расхода:

    Затраты на розыгрыши призов для покупателей, уже купивших какой-либо товар

  • Как признавать в налоговом учете

    Расходы не признаются

  • Позиция Минфина России, ФНС России и судов
    Минфин России пояснил, что лица, купившие товар, получившие результат выполненной работы или оказанную услугу, — это определенный круг лиц. Таким образом, о рекламных затратах в этом случае говорить нельзя (письмо от 08.10.08 № 03-03-06/1/567).
    Суды согласны с данной позицией финансового ведомства (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.07, 31.01.07 оставлено в силе определением ВАС РФ от 28.04.07 № 1770/07)


    продолжение следует
  •  
    Rambler's Top100 PR-CY.ru