Реклама начинает и выигрывает


Один английский писатель сравнил написание хорошего рекламного объявления с сочинением десяти правильных сонетов.
Но трудности в рекламном бизнесе связаны не только в составлении объявлений. Ведь рекламщики в процессе организации своей деятельности постоянно сталкиваются с множеством проблем, в том числе и по исчислению налогов в от полученных доходов.
Для упрощения налогообложения, законодатели предусмотрели для определенной категории рекламных фирм применение специального налогового режима в виде ЕНВД.
Вместе с тем внедрение в рекламный бизнес "вмененки" породило множество вопросов, часть из которых трудно решить и по сей день.

ЕНВД и реклама


В соответствии с положениями гл. 26.3 "Единый налог на вмененный доход" НК РФ указанный спецрежим может применяться хозяйствующими субъектами в отношении двух видов предпринимательской деятельности, связанных с оказанием рекламных услуг, а именно:

пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ


- распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;


пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ


- размещение рекламы на транспортных средствах.

Рассмотрим только рекламу на конструкциях.
Режим ЕНВД является обязательным при ряде видов деятельности и от предпочтений налогоплательщиков - рекламщиков не зависит. Однако это правило бужет работать лишь при одновременном выполнении двух условий от региональных законодателей:
- в местности размещения рекламы вообще введен ЕНВД;
- в региональном Законе о ЕНВД есть пункт, касающийся именно нужного вида рекламы.
Рекламная деятельность регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ - О рекламе (далее - Закон N 38-ФЗ).

Согласно п.1 ст.3 Закона № 38-ФЗ:


"Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке."

Круг лиц очерчен п. 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ:


"Лица, осуществляющие распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, признаются рекламораспространителями."

Перечень рекламных конструкций дает глава 26.3 НК РФ:


"с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ст. 346.27 НК РФ)."

Статья 19 Закона № 38-ФЗ называет рекламораспространителем, осуществляющим рекламную деятельность владельца рекламной конструкции. Именно он и переводится на ЕНВД, при этом часто лишь имея договор с заказчиком наружной рекламы.

Согласно Закона N 38-ФЗ:


"Под владельцем рекламной конструкции понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо (организация или индивидуальный предприниматель), обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником."

Кто должен платить ЕНВД за рекламу?


Ответ прост - рекламораспространители (определение см. выше)
Минфин России в своих Письмах от 23.11.2009 N 03-11-06/3/272 и от
29.10.2009 N 03-11-06/3/256 указал, что даже организации владельцы флагштоков, если размещают рекламу других организаций на баннерах могут быть признаны рекламораспространителями и, соответственно, плательщиком ЕНВД. То же касается владельцев насадок на топливораздаточые пистолеты на автозаправках.
При этом топливораздаточный пистолет является неотъемлемой частью топливораздаточной колонки, имеющей стабильное территориальное размещение. В связи с этим полимерная насадка (филлборд) подпадает под понятие рекламной конструкции, содержащееся в ст. 19 Закона N 38-ФЗ. Таким образом, чиновники пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик обязан применять ЕНВД.
Также под "вмененку" подпадает деятельность по размещению наружной рекламы на щитах, расположенных на ограждающих стройки заборах.

Может ЕНВД в рекламе не применяться?


Первый случай - самостоятельное распространение организацией информации о своих контактных данных, расположении, режиме работы, товарах или услугах
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 О защите прав потребителей даже обязывает доводить до потребителей данную информацию. Это не реклама, ее размещение на собственных средствах наружной рекламы не подпадает под действие ЕНВД.
Кроме того п. 1 ст. 2 ГК РФ, считает, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. И деятельность по самостоятельному распространению информации о своих товарах и (или) услугах, контактной информации об организации и т.д. не может быть признана установленному ст. 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность".
Размещайте свою информацию:
* на фасаде (другой стене) здания, в котором организация арендует помещение;
* на стендах и рекламных щитах возле здания, принадлежащего организации.

Второй случай - реклама внутри зданий, помещений

По мнению Минфина России, например, реклама торговой марки табачных изделий путем размещения рекламных материалов в ресторанах, кафе и пр. объектах общественного питания под ЕНВД не попадает.
То же самое касается и деятельности по распространению рекламной информации внутри объектов недвижимости, в том числе в магазинах, в том числе на плазменных панелях внутри помещений.

Аренда рекламных площадей


Доходы от сдачи в аренду площадей под рекламу облагаются налогами по основной системе или упрощенной.
"Вмененщик" - это владелец рекламных конструкций, занимающийся изготовлением рекламы (ст. 346.27 НК РФ с 1 января 2009 г.)
Причем, если эта рекламная конструкция сдана в аренду, то арендаторы, разместившие чужую рекламу на ней могут быть признаны плательщиками ЕНВД. А доход арендодателя от сдачи в аренду облагается по основной или упрощенной системе (Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106).
Сдача в аренду мест под размещение рекламных конструкций также под ЕНВД не попадает (Письмо Минфина России от 18.12.2008 N 03-11-04/3/562, Письмо Минфина России от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537).

Не каждый монтаж рекламоносителей попадает под ЕНВД


Если организация занимается только монтажом - демонтажом, наклейкой рекламной информации, но сама рекламной конструкцией не владеет (хотя бы по договору аренды), ее деятельность под ЕНВД не попадает (Письмо от 30.04.2008 N 03-11-04/3/223).
Как уже было выше указано, только владелец рекламных конструкций, оказывающий услуги по размещению, разработке эскизов, изготовлению, монтажу рекламы, может применять ЕНВД (Письмо Минфина России от 24.04.2008 N 03-11-04/3/217).

Подробности налогообложения рекламы


Вмененный доход, являющийся объектом налогообложения равен произведению базовой доходности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Физическим показателем является площадь информационного поля (в кв. м). А вот размер базовой доходности зависит от способа воспроизведения информации на рекламном носителе.
Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ в нашем случае следует применять базовую доходность в следующих размерах:
- 3000 руб. в месяц с 1 кв. м - для рекламных конструкций без автоматической смены изображения и без использования электронных табло;
- 4000 руб. в месяц с 1 кв. м - при ведении рекламной с использованием рекламных конструкции с автоматической сменой изображения;
- 5000 руб. в месяц с 1 кв. м - для электронных табло.
Рассмотрим некоторые проблемы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков с определением величины физического показателя в каждом из приведенных случаев.
Статья 346.27 НК РФ определяет площадь информационного поля наружной рекламы независимо от способа нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения, как площадь нанесенного изображения.
Если часть площади занимает рекламная информация самого изготовителя рекламы, при определении физического показателя это роли не играет. Для организации-рекламораспространителя исчисление ЕНВД осуществляется исходя из общей площади информационного поля рекламной конструкции (Минфин Письмо от 23.11.2009 N 3-11-06/3/272).
Напомним, что с 01.01.2009 плательщики ЕНВД при исчислении единого налога не вправе корректировать коэффициент К2 в зависимости от фактического времени ведения предпринимательской деятельности (в частности, период фактического использования рекламной конструкции) (Письма Минфина России от 15.12.2009 N 03-11-09/399, от 12.05.2009 N 03-11-06/3/127).

Рекламные конструкции с автоматической сменой изображения


При определении площади информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения следует учитывать площадь экспонирующей поверхности (ст. 346.27 НК РФ).
Нужно отметить, что положения гл. 26.3 НК РФ не содержат разъяснений по вопросу, что следует понимать под площадью экспонирующей поверхности.
Если следовать логике контролирующих органов в официальных разъяснениях, то под указанной площадью следует понимать не совокупность площадей всех размещенных (демонстрируемых) на рекламоносителе сменных изображений, а площадь, позволяющую демонстрировать данные изображения. То есть размер площади не зависит от того, сколько сменных изображений размещено на экспонирующей поверхности.
Так, в Письме Минфина России от 25.04.2007 N 03-11-04/3/129 указано, что если площадь рекламной конструкции составляет 3 м x 12 м с автоматической сменой трех изображений, то при исчислении единого налога на вмененный доход организации следует применять площадь информационного поля 36 кв. м, а не 108 кв. м (см. также Письмо Минфина России от 28.04.2006 N 03-11-04/3/224).

Реклама с помощью электронного табло


Площадью информационного поля электронных табло наружной рекламы в целях исчисления ЕНВД признается площадь светоизлучающей поверхности. Данный вывод следует из дословного прочтения ст. 346.27 НК РФ.
Поскольку в этом случае речь идет только о площади светоизлучающей поверхности, очевидно, что при исчислении ЕНВД не следует учитывать размеры металлической конструкции, к которой крепятся светоизлучающие элементы.
Отметим, что подобным образом рассуждают и контролирующие органы.
Так, в Письме Минфина России от 14.04.2005 N 03-06-05-04/96 указано, что для определения налоговой базы при распространении наружной рекламы посредством световых и электронных табло с использованием светоизлучающих элементов должна учитываться вся площадь информационного поля средства наружной рекламы, с использованием которой доводится (или может быть доведена) рекламная информация, независимо от размера металлической конструкции, к которой крепятся светоизлучающие элементы, и их общей площади.
При этом, если наружная реклама размещается на электронном табло, светоизлучающей поверхностью которого являются светодиоды, физическим показателем признается общая площадь светоизлучающих поверхностей светодиодов, смонтированных на плоскости электронного табло (Письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-11-04/3/221).
Также следует отметить, что при определении величины физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы на световых и электронных табло площадь светоизлучающей поверхности данных конструкций учитывается вне зависимости от количества размещенной (демонстрируемой) на них рекламной информации (Письмо ФНС России от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@).
Напомним, уплатить исчисленную сумму налога организация согласно п. 1 ст. 346.32 НК РФ должна не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (квартала).
Срок сдачи декларации (Форма декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н.) по ЕНВД - не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом.
 
Rambler's Top100 PR-CY.ru