Условия участия иностранных граждан
в трудовых отношениях
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ.
Работодателем иностранного гражданина может выступать физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Работодателем может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчиком работ (услуг) может являться физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Заказчиком работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Это общее правило, предусмотренное п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, имеет исключение: работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, за исключением отдельных льготных категорий, перечисленных ниже.
Закон устанавливает еще два важнейших правила, которые должны помнить все работодатели (п. п. 4.2 и 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу;
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Пример.
Гражданин Бельгии работает в российской организации, расположенной в г. Москве. Работодатель оформил сотруднику разрешение на работу в г. Москве в период, когда иностранец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации. Гражданин проживает в Московской области.
В период работы в организации до окончания срока действия разрешения на работу иностранный гражданин получил разрешение на временное проживание в Московской области.
Работодатель обязан уволить его, так как по имеющемуся разрешению на работу этот иностранец не вправе работать в г. Москве начиная с момента получения разрешения на проживание в другом субъекте Российской Федерации (Московской области). Это предусмотрено нормой п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Вновь принять на работу этого гражданина можно после получения им разрешения на временное проживание в г. Москве.
Если виза не требуется
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи определяются ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских игр и Паралимпийских игр, имеющие олимпийские удостоверения личности и аккредитации либо паралимпийские удостоверения личности и аккредитации, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу в период организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр.
Процедура получения разрешения на привлечение
и использование иностранных работников
Подача документов в ФМС России
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается на год (форма бланка).
Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:
1) заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленное в соответствии с Приложением 1 к Административному регламенту N 1. При заполнении заявления следует обратить внимание на то, что ФМС России запрашивает названия должностей и страны происхождения иностранных граждан - эти данные в дальнейшем нельзя будет изменить в течение срока действия разрешения. Кроме того, работодатель вправе указать желаемый период действия разрешения. Отметим, что целесообразно указывать данный параметр с учетом сроков оформления этого разрешения и разрешений на работу для каждого из иностранных сотрудников, которых планируется привлечь;
2) копии следующих документов:
- для российских юридических лиц:
свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
- для иностранных юридических лиц:
свидетельства о регистрации юридического лица;
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;
свидетельства об открытии филиала и свидетельства о его аккредитации;
разрешения на открытие представительства и свидетельства о его аккредитации;
- для индивидуального предпринимателя:
свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
3) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. В проекте договора следует указывать размер оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда, установленного трехсторонним соглашением по соответствующему субъекту Российской Федерации;
4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (государственная пошлина составляет 3000 руб. за одного привлекаемого).
Получение разрешения (отказа) на привлечение
и использование иностранных граждан
Работодатель, заказчик работ (услуг) или лицо, уполномоченное им по доверенности, вправе самостоятельно обратиться за получением оформленного в ФМС России разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Сотрудник ФМС России, ответственный за прием и выдачу документов, при наличии доверенности выдает работодателям, заказчикам работ (услуг) или уполномоченному лицу оформленные разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за получение которых они расписываются в журнале выдачи документов.
Основания для отказа в выдаче ФМС России или ее территориальным органом разрешения на привлечение и использование иностранных работников перечислены в п. 29 Административного регламента N 1 предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения:
- заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, содержит решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям;
- имеются сведения о результатах проверок работодателей, заказчиков работ (услуг) и выявлении фактов нарушений соблюдения гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан, осуществленных органами исполнительной власти, уполномоченными исполнять надзорно-контрольные функции;
- имеется возможность удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
- у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, имеются неустраненные нарушения порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенные при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
- у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, имеется непогашенная задолженность по оплате труда работников за период, превышающий три месяца, а также выявленные государственной инспекцией труда и неустраненные нарушения трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
- отсутствует возможность обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.
Процедура получения разрешения на работу иностранных граждан
Общие положения
Иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации [в том числе на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)] требуется разрешение на работу (образцы бланков разрешений на работу приведены в Приложениях N3 и №4 к Приказу ФМС России от 25.12.2006 N 370).
В получении разрешения на работу не нуждаются следующие категории иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):
- постоянно проживающие в Российской Федерации;
- являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию;
- являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
- являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
- обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;
- обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
- граждане Республики Беларусь [в соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 (о равных правах граждан) договаривающиеся стороны обеспечивают российским и белорусским гражданам равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь; согласно п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется, то есть белорусские граждане, в частности, вправе работать без разрешения на работу].
Иных льгот действующее законодательство не предусматривает.
Порядок получения разрешения на работу иностранных граждан
Разрешения на работу оформляются ФМС России, причем работнику может быть оформлено разрешение на работу не только в одном, но также в двух и более субъектах Российской Федерации. ФМС России также выдает иностранным гражданам разрешения на работу в составе экипажей морских и речных судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Территориальные органы ФМС России предоставляют государственную услугу в части приема и выдачи оформленных ФМС России разрешений на привлечение и использование иностранных работников, в том числе в составе экипажей морских и речных судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также выдачи разрешений на работу иностранным гражданам.
Обращаться за разрешением на работу могут:
- работодатели, заказчики работ (услуг), привлекающие иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, требующем оформления визы;
- иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности. Эти лица могут оформлять разрешения на работу, обращаясь непосредственно (не через работодателя) в территориальные органы ФМС России - такой порядок установлен ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.
Доверенность на оформление разрешений на работу иностранных граждан
Работодатели, заказчики работ (услуг) могут по доверенности предоставить третьим лицам полномочия по подаче заявления вместе с необходимыми документами и получению оформленных разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может предоставить по доверенности организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо лицу, выступающему в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина, полномочия по подаче заявления вместе с необходимыми документами об оформлении ему разрешения на работу.
Сроки, виды деятельности и другие реквизиты разрешения на работу иностранных граждан
Разрешение на работу иностранцев выдается сроком на один год. Срок действия разрешения указывается на его лицевой стороне.
Гражданам Кыргызской Республики разрешение на работу может выдаваться сроком на два года (ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики "О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся - мигрантов", подписанного в г. Москве 28 марта 1996 г. и ратифицированного Федеральным законом от 14.11.1997 N 139-ФЗ).
В разрешении определяется вид деятельности, разрешенный иностранному работнику (название специальности, должности). Разрешение с указанием двух и более видов деятельности или без указания вида деятельности является подделкой. Работа иностранца по специальности, не соответствующей указанной в разрешении, приравнивается к работе без разрешения.
На обороте указывается территория действия разрешения: один или несколько субъектов Российской Федерации, где данному иностранному гражданину разрешено осуществлять трудовую деятельность.
В разрешении на работу, выдаваемом иностранцу, въехавшему в визовом режиме, указывается ИНН работодателя (верхняя строка оборотной стороны разрешения). Такое разрешение действительно только для осуществления трудовой деятельности у данного работодателя. В то же время такой работник может быть командирован работодателем в другой хозяйствующий субъект для выполнения служебного задания.
В разрешениях, выдаваемых гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (даже если они были получены через посредство работодателя), ИНН работодателя не указывается. Такой иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность по указанной в разрешении специальности и в указанном регионе в течение срока действия разрешения у любого работодателя (в том числе и по совместительству).
Одним из важнейших правил допуска иностранного гражданина к работе является выдача ему работодателем под роспись оригинала разрешения на работу до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации (п. 36 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 681). Работник, находясь на предприятии, обязан иметь разрешение при себе.
Страховые взносы на оплату работы иностранных граждан
Выплаты в пользу иностранного гражданина, заключившего Трудовой договор о выполнении работ или оказании услуг только за пределами Российской Федерации, не включается в объект обложения страховыми взносами независимо от места заключения договора.
Но гораздо больше организаций, привлекающих иностранных граждан к работе на территории Российской Федерации. Страховые взносы должны уплачиваться только за застрахованных лиц, то есть за лиц, которые при наступлении соответствующих страховых случаев будут иметь право на страховое возмещение. Тогда следует вспомнить, что право на получение трудовой пенсии в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, имеют только те иностранные граждане, которые постоянно проживают в Российской Федерации, то есть только те иностранцы, у которых есть вид на жительство в Российской Федерации.
Но, как правило, до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. В этот период иностранный гражданин считается временно проживающим на территории Российской Федерации и не имеет права на получение трудовой пенсии. При этом законодатель исходит из того, что велика вероятность приобретения таким иностранцем статуса постоянно проживающего, и поэтому относит его к числу застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.
Поэтому на выплаты, производимые в пользу постоянно и временно проживающих иностранных граждан, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны начисляться в общеустановленном порядке. А на выплаты в пользу временно пребывающих иностранных граждан начислять страховые взносы бессмысленно — эти лица все равно не являются застрахованными и не имеют права на получение пенсии.
0 коммент.:
Отправить комментарий