Войны в офисе.


«Чтоб тебя!..» - если подобные мысли по отношению к коллеге все чаще посещают вас, скорее всего, назревает конфликт на рабочем месте. Эта разновидность конфликта отличается особенно тяжелыми последствиями для истерзанной психики современного человека, ведь значительную часть жизни мы проводим среди коллег, в трудовом коллективе.
Любой рабочий процесс – это потенциальный конфликт. А уж если имеется его олицетворенный источник… Сухая статистика такова: стресс на работе провоцирует 38% сердечнососудистых заболеваний. В Библии сказано: «Все действия, сокращающие жизнь – дух ненависти, мести, злобные чувства – являются также убийством». Враждующие стороны стремятся защититься, одновременно стараясь посильнее «ужалить» противника. По-существу, это бессмысленно, потому, что проблема остается нерешенной, а отношения могут быть испорчены надолго. Как правильно поступать в подобных ситуациях?
Конфликт – это не простой спор между людьми, чьи мнения не сходятся по какому-то вопросу, а серьезное разногласие или даже столкновение противоположных интересов. Для него всегда характерно эмоциональное поведение сторон.
Конфликты в рабочем коллективе можно разделить на группы в зависимости от того, кто их инициирует:
- начальник с подчиненным,
- подчиненный с начальником,
- коллеги между собой.
Кроме того, существует классификация по количеству вовлеченных:
- межличностный конфликт,
- конфликт одного человека с группой,
- между двумя группами.
По статистике 75-80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.
Наиболее напряженная линия межличностного взаимодействия - «по вертикали» (с руководителем). По статистике около половины трудящихся находятся в условиях явного конфликта, причем в 88% этих конфликтов присутствует давление «сверху».
Если в вашем коллективе есть сотрудник, с которым «просто невозможно общаться, и что бы вы ни делали, получается только хуже», то он относится к категории «трудных» людей. Основные правила поведения с конфликтной личностью:
• Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями, разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек пытается подавить собственное малодушие и пугливость.
• Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если вы намерены продолжать с ним общаться.
• Не принимайте на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов «трудный» человек так ведет себя со всеми.
• При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей конфликтующий относится.
• Если вы считаете необходимым продолжение общения с «трудным» человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, не важно какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться.
Поскольку конфликты порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к решению проблемы, то при решении конфликтной ситуации старайтесь придерживаться следующих правил:
• Помните, в конфликте доминирует не разум, а эмоции. Сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и поступки.
• Постарайтесь проанализировать оба предложения, какую сумму выгод и потерь они принесут в будущем. Задайте себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?»
• Осознайте значимость решения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не найдется?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
• Вам обоим необходимо снизить напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих – это не выход, а выходка. Если уж так получилось, что вы потеряли контроль над собой, попытайтесь замолчать сами и не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
• Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете его быть лучше.
• Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы Вы были на моем месте, что бы Вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
• Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
• Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
• Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
Интересно описаны взаимоотношения в коллективе в книге Е. В. Базаровой и А. Н. Кирсанова Офисные войны. Эпизод 1. Скрытая угроза, или Что бывает, если начальник - дурак
А про людей с тяжелыми характерами Трудные люди С. Рахмановой,
Издательство: Феникс, 2007 г.

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Очень согласна со статьей, в том что у начальника с тяжелей судьбой теперь все виноваты. Хоть увольняйся.

 
Rambler's Top100 PR-CY.ru