Как планируются выездные налоговые проверки
Зачастую итоги камеральных проверок дают повод для следующей проверки - выездной. Впрочем, налоговики "выезжают" не только к тем, кто вызвал сомнения и вопросы после камеральной проверки, но и просто в ходе плановых выездных проверок. Однако в последнее время их планы все больше строятся на подозрениях. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@.
Она показывает, как чиновники должны выявлять подозрительных налогоплательщиков. У таких организаций выездные проверки должны выполняться в первую очередь, требуют авторы Концепции. Остальным обещан "режим наибольшего благоприятствования". И создание "максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов".
Подозрительный признак необязательно влечет за собой выездную проверку. Выявив его, инспектор захочет получить объяснения от руководителя или главного бухгалтера фирмы. От убедительности их аргументов, которые лучше готовить заранее, во многом зависит, будет ли ужесточен контроль или нет. Такова современная практика.
Проверьте уровень средней зарплаты
В прежние годы чиновники оценивали расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу. Так они выявляли компании с низкой зарплатой персонала. Теперь этот же вывод можно сделать из оценки уровня начисления страховых взносов. Доход на одного работающего исчисляется налоговой базы для расчета страховых взносов, зачисляемых в федеральный бюджет на общую численность физлиц, получивших облагаемый доход. Недостаточный уровень зарплаты иногда становится поводом для выездной проверки - указано в Концепции.
Отобрав подозрительные организации, ревизоры требуют пояснений. Нужные аргументы, как ясно из пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ, выбирает налогоплательщик. Среди доводов встречаются сведения из табеля учета рабочего времени. К нему иногда относятся формально, показывая 8-часовую отработку. Реально же рабочий день сокращается: по воле сотрудника, из-за неоправданности 8-часовой загрузки, отсутствия заказов... Падает и зарплата. Только с типовым табелем этого не докажешь. Тут вероятность выездной проверки намного выше, чем на предприятии, где табель отражает точную картину.
На зарплатных комиссиях, созданных налоговиками, многие фирмы уже столкнулись с тем, что табели используются против них. Постепенно к этому документу начинают подходить осторожней, иногда даже занижая отработанное время, приведенное в табеле. Это незаконно и делается исключительно в поисках оправдания невысокой зарплаты. Так коммерсанты стараются защититься на случай будущих ревизий и вопросов.
В группу риска попадают работодатели, у которых средняя зарплата на сотрудника ниже средней по осуществляемому ими виду деятельности. Необходимый ориентир рекомендовано брать на сайтах региональных отделений Росстата или ФНС РФ, в налоговых инспекциях, из печати и т.п. Придерживаться его чиновники заставляют почти всех (исключение - бюджетники, некоммерческая сфера и т.д.).
Контролеры сами отслеживают предприятия с низким (по мнению госслужащих) уровнем зарплаты. Их чуть ли не автоматически признают нарушителями.
При низкой зарплате угрожают не только комплексные проверки, когда налоговики придут на ревизию вместе с представителями милиции, трудовой инспекции, других контролирующих инстанций. Могут применяться и "более жесткие меры... в том числе ограничивающие финансово-хозяйственную деятельность этих организаций на территории города".
Такие посулы комиссий противозаконны. Но большинство компаний вынуждены с ними считаться. Им приходится или поднимать зарплату, или доказывать обоснованность ее невысокого уровня. Аргументами тут становится неполный рабочий день, низкая квалификация персонала, небольшой опыт работы предприятия и проч.
Низкая рентабельность подозрительна
Еще Концепция показывает, как будут меняться проверки. ФНС РФ ждет от своих подчиненных экономического анализа. Например, они обязаны тщательней контролировать те фирмы, где рентабельность ниже среднеотраслевой. Кстати, заранее готовьтесь проверять расчеты налоговиков. Ошибок в них будет много. Они есть даже сейчас, когда рентабельность нечасто оценивают.
Проверяя фирму, инспекция часто заявляет о низкой рентабельности продукции. Например, если она равна всего 1,69 процента. Столь мизерная величина, по мнению ревизоров, говорит о создании условий для незаконного возмещения НДС. Значит можно считать законными только операции с высокой прибылью ? Обязательно проверяйте как считают рентабельность чиновники.
Иногда контролеры включают НДС в затраты и начинают обвинять фирму в убыточности деятельности. "Входной" НДС обычно увеличивает расходы лишь у тех, кто выполняет необлагаемые операции (ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Авторы Концепции предупреждают: если доход, численность работающих или другие показатели у налогоплательщика приближаются к предельным, то вероятна выездная проверка. Это относится к работающим на специальных налоговых режимах. Ими считают начисляющих ЕНВД (единый налог на вмененный доход), сельхозналог, либо применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Налоговиков стоит поблагодарить за информацию. Особенно она полезна тем, кто учреждает сразу несколько фирм.
Дробление имущества и переход на УСН
При механическом заводе планировалось создать компанию, использующую УСН, и перевести на нее производственные активы. У такой операции не только деловые, но и налоговые цели. Например, с ее помощью избавляются от налога на имущество. "Упрощенец" его не платит (ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). Есть и другие преимущества, поэтому схема довольно популярна.
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, оформленных на "упрощенца", не должна превышать 100 млн. рублей. Так установлено в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Исполняя его, налогоплательщики дробят свое имущество между двумя и более организациями, чтобы стоимость активов каждой из них не приближалась к пределу.
Критерии самостоятельной оценки рисков
Те опасности, которые бизнесмен может сам отследить, названы "Критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков". Они приведены в разделе N 4 Концепции. Он наиболее важен. Имеющиеся там 11 критериев стоит разбить на три группы: отраслевые; деятельности налогоплательщика; оценки отчетности.
Отраслевые:
• Налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли или виду экономической деятельности
• Рентабельность в организации значительно ниже средней, определенной по тому же виду деятельности
• Средняя зарплата на предприятии ниже среднерегионального уровня у фирм с тем же видом экономической деятельности
Деятельности налогоплательщика:
• Заключение договоров с посредниками при отсутствии деловой цели. Наличие подозрительных операций
• Неоднократная смена налоговой инспекции, где учтена фирма
• Использование спецрежима при приближении к показателям, когда этот режим запрещен
Оценки отчетности:
• Отражение в отчетности убытков, полученных в течение нескольких налоговых периодов
• Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Критерий относится к НДС
• Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации
• Расходы предпринимателя максимально приближены к его доходам за календарный год
• Плательщик не дает пояснений, требуемых налоговиками при несоответствиях в деятельности
Оценка налоговой нагрузки, рентабельности и уровня зарплат
Выездная проверка фирмы может быть назначена, когда ее налоговая нагрузка ниже средней по отрасли или виду экономической деятельности. Таков первый критерий, и, к сожалению, в Концепции он недостаточно расшифрован. Начну с того, что почти у каждого есть несколько видов экономической деятельности. Для того чтобы знать это, необязательно изучать работу предприятий. Можно просто открыть Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утвержден Постановлением Государственного комитета по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст). Он очень подробен. Например, в нем розничная торговля замороженными продуктами отделена от продаж незамороженных продуктов. Это два разных вида деятельности. Невозможно определить налоговую нагрузку по каждому.
Остается сравнивать показатели компании со средними по отрасли. Но и это сложно.
Чиновники предложили лишь некоторые средние цифры: слишком укрупненные и нередко завышенные. Хотя, конечно, сопоставление с ними пригодится. Определить свою нагрузку просто - разделить общую сумму уплаченных за год налогов на выручку, очищенную от НДС и акцизов. Такая методика предложена на сайте ФНС РФ.
Возьмем пример:
Сумма налогов, перечисленных организацией за год, - 5 млн. рублей. В нее не входит налог на доходы физлиц, поскольку его фактические плательщики - работники. Не надо также учитывать штрафы и пени.
Выручка за этот же год составила 80 млн. рублей. Значит, налоговая нагрузка - 6,25% (5 млн. руб. : 80 млн. руб. x 100%). Это хороший уровень для розничной торговли, которую ведет предприятие. Там средний показатель 3,8 процента. Следовательно, нет причин для выездной проверки.
Динамика очень важна для проверки
Чаще учитываются не отраслевые соотношения, а динамика налоговой нагрузки по фирме. Ревизоры сопоставляют показатели отчетного года и предыдущих лет. Снижение уровня может косвенно свидетельствовать о нарушениях. Увеличение, наоборот, стать одним из оправданий.
Бухгалтеру фирмы желательно хоть раз в год отслеживать уровень налоговой нагрузки. Не только по уплаченным налогам, но и по начисленным за год. Формула дана в пункте 4 Методики, одобренной Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391. Уровень узнается делением начисленной за календарный год суммы налогов и сборов на общую выручку. В Методике из налогов приказано исключать пенсионные взносы, НДС и акцизы.
Но лучше не учитывать одни пенсионные взносы как не относимые прямо к налоговым платежам. НДС и акцизы стоит взять (за вычетом "входного" налога, отнесенного в дебет счета 68). Выручка берется по данным бухучета.
Уменьшение нагрузки бывает вызвано и вполне законными обстоятельствами. К примеру, организация выходит на новый рынок, назначая минимальную наценку на свой товар. Или сокращает ее ради роста объемов продаж и прибыли. Причины всегда удастся найти, только лучше искать их заранее. Это возможно, если налогоплательщик сам отследит уровень. Кроме того, причиной сокращения нагрузки бывает изменение договоров. Оно законно, когда у изменения есть и деловые цели, а не только налоговые.
Уровень рентабельности должен быть средним по отрасли
Среднеотраслевые данные можно узнать из справочников Росстата, на сайте этого ведомства (www.gks.ru) или Минэкономразвития РФ (www.economy.gov.ru). Или использовать цифры налоговиков. Рентабельность установим по бухучету - сказано в Концепции. Если точнее, из формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", утвержденной Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н. Нужный показатель равен отношению прибыли от продаж к себестоимости проданных товаров, увеличенной на
коммерческие и управленческие расходы. Так мы определим рентабельность продукции (работ, услуг).
Еще на сайте ФНС РФ приказано считать рентабельность активов - отношение общей
прибыли к итогам баланса. Это соотношение данных строки 140 формы N 2 к строке 300 баланса.
Рассматриваемый критерий (в отличие от налоговой нагрузки) применим и для работающих в разных сферах деятельности. Доходы и расходы по основным видам бизнеса должны раскрываться в форме N 2. Или по крайней мере в бухучете.
Если уровень рентабельности на предприятии значительно (на 10 процентов и более) ниже среднего по отрасли, то вероятность выездной проверки увеличивается.
Возьмем пример:
Как пример можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2006 г. N А56-42064/2005. В нем речь шла о возмещении предприятию якобы переплаченного им НДС на сумму свыше 10 млн. рублей. В его штате работал всего один человек. Не было и основных средств. Помимо этого имелись и другие странности - деятельность компании очень ограничена. Она отпускала покупателю товар в долг и сама оплачивала его векселями, то есть отсутствовал реальный денежный оборот. Еще счета всех участников операции были в одном банке. Наконец, рентабельность спорных операций составила 0,0001 процента. Каждый факт, взятый по одиночке, - не нарушение. Вместе же они показали суду недобросовестность действий организации. Против нее сыграло еще и отсутствие объяснений незначительной рентабельности. С ними итог мог быть другим.
Объяснения низкой рентабельности
Низкой рентабельности могут быть разнообразные объяснения. Одно из них - конкуренция на рынке, из-за которой приходится назначать минимальную наценку. Такой довод желательно подкрепить документами, где видны существующие на рынке цены. Это прайс-листы поставщиков, рекламные сведения, информация с бирж и т.п. При сомнении налоговиков в ценах они должны опровергнуть вашу позицию. Данная норма, вытекающая из пункта 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ.
Еще среди объяснений низкой рентабельности бывает маркетинговая политика, когда фирма увеличивает товарооборот благодаря минимальной наценке. Опять-таки рост товарооборота и прибыли лучше подтвердить документами. Той же формой N 2.
Кроме защиты, предприятию стоит тестировать доводы налоговиков. Они нередко допускают ошибки (в частности, увеличивая затраты на входной НДС) или берут тот показатель, который им выгоден.
7 коммент.:
Добротный пост
Шикарный пост! Очень понравился)
Согласен с автором.
Thanks for the post. Good information for me.
Прочитал все и с интересом. Продолжение следует? ;)
Thank you!!! You often have interesting posts! They put me in good spirits )
здравствуйте! Я сюда зашел впервые. Кто может отпишитесь в теме, какие вы знаете саты на которых можно мнгновенно и свободно скачать новинки кино?
Я искал такие и вот что некоторое время назад нашел в сети [url=http://qi-qi.ru] комедии фильмы
документальные фильмы bbc
триллеры 2011
лучшие фильмы 2011 бесплатно
фильмы смотреть онлайн бесплатно качество
[/url] , [url=http://alfa-z.info] новые программы для 7
новая версия программы скачать
музыка бесплатно
фильмы онлайн бесплатно
скачать новые программы 2011
[/url]. Поделитесь своими ссылками. Заранее спасибо.
Отправить комментарий